Сказано, что «заемщик — слуга… (человека, который одолжил ему денег)». Но этот достигает, таким образом, полноты и развития, даже если он на мгновение огорчается. В конце концов, все это уходит. Да будет угодно, чтобы это совершенство дома проявилось и в духовной сфере, как объясняется в хасидской беседе под названием «Песнь открытия» в молитвеннике и в «Ликутей Тора». Эта идея развита, в частности, в хасидском трактате [Ребе МААРАШа] 5636 года.
С благословением сообщать хорошие и подробные новости обо всем этом, и хорошей записи в новом году.
№5704
С Б-жьей помощью
2 Элула, 5717 года
Бруклин
Мир и благословение!
Отвечаю на вопросы, которые Вы задали мне в своем письме:
1) Почему так мало тех, кто верит в Б-га, Его Тору и заповеди?
В нашей священной Торе сказано, что «вы меньшинство среди всех народов». Однако мир создан по мудрости и воле Творца. Комментируя слова: «В начале сотворил Б-г», в переводе Йонатана говорится: «Б-г создал мудростью». Он, Его мудрость и Его знание — одно и то же, и сказано: «Если ты ищешь Б-га, найдешь ли ты Его?», как подробно объясняют РАМБАМ и несколько других комментаторов. Так, в предисловии к комментарию к Мишне, незадолго до конца, РАМБАМ говорит: «Здесь остается вопрос. Для чего Творец создал всех этих людей, когда можно заметить, что большей частью они…».
Таким образом, центральная идея заключается в следующем. Качество важнее количества. Другими словами, большее качество, выраженное в меньшем количестве, преобладает над большим количеством, но с меньшим качеством.
2) Как определить человека, которого называют грешником?
См. на эту тему в начале книги «Тания» в гл. 1, согласно тому, что приведено в указателе, который находится в конце книги. Конечно, человек может быть грешником только на мгновение, а затем он совершит раскаяние и исправит то, что совершил. При этом он может достичь такого уровня, что преднамеренные грехи превращаются в заслуги...
3) Какую веру должен иметь человек?
Вы знаете текст «Я верю», который напечатан в разных книгах и он также встречается в молитвенниках.