№6693
С Б-жьей помощью
20 Швата, 5719 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Александр Бунин1 из Раананы
Мир и благословение!
Отвечаю на письмо от 25 Тевета, в котором Вы сообщаете мне о состоянии своего здоровья и особенно о своей хрипоте. Вы обращались к врачам, которые не нашли причину этого. Вас просили отдохнуть или, во всяком случае, поменьше разговаривать. Вы рассказываете мне о возникающих в результате трудностях в своем поведении и занимаемой Вами должности.
В таком случае надо сказать, используя формулировку наших мудрецов, что «недостаток уравновешивается преимуществом»2. Так что, даже если Вы понесете так называемые сиюминутные потери, следуя этому рецепту, Ваша выгода будет тем значительнее позже. Вас, вероятно, не попросят прекратить говорить, или, может быть, Вам придется сделать это только на очень короткое время. Также хорошо бы спросить у врача, у которого Вы консультировались, о том, как вести поверхностный разговор (конечно только в физическом смысле, а не, не дай Б-г, в духовном и глубоком). На самом деле в течение нескольких десятилетий ораторы и все те, кто широко использует речь, пытаются научиться выражать себя таким образом, в том числе и при хорошем здоровье. В широком смысле это означает говорить громко и весело, задействуя только внешние органы речи, такие как губы и язык. Несомненно, эта методика может принести большую пользу, в том числе и в Вашем случае, а может быть, и так будет, когда Вы выздоровеете и поправитесь.
Вы говорите мне, что предъявляете претензии и удивляетесь, почему это так3. Я понимаю Вашу боль и затруднения, но вообще такие рассуждения не приносят пользуется, а как раз наоборот. Они вызывают гнев и, следовательно, печаль и уныние, что замедляет темпы выздоровления. И если кто-то хочет найти интерпретацию, объяснение всему этому, то можно сказать, даже если речь идет только о предположении, что таким образом указывают пальцем тому, кто подвергается этой ситуации, это то, что является цель воспитания, даже если некоторые не обращают на это внимания. Действительно, первая и существенная задача каждого воспитателя состоит в том, чтобы заставить своего ученика обрести автономию, в том числе и в той области, в которой он получает воспитание. При этом оно должно получить этот результат как можно быстрее (и, конечно, не ставя под сомнение фундаментальный характер самого воспитания).
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 6668.
2) Бездействие, вызванное отдыхом, оправдывается тем, что можно будет сделать впоследствии.
3) Пока слово так необходимо для выполнения возложенной миссии.