№6704
С Б-жьей помощью
1 день новомесячья Адара I 5719 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на письмо от 17 Швата, в котором пишете о желании молиться с настоящего времени и далее по порядку молитвы АРИ, он же порядок Алтер Ребе, принятый среди хасидов ХАБАДа.
И эта вещь очень верная и правильная, в частности так как согласно хасидской традиции1 Алтер Ребе избрал этот порядок из 60 молитвенников. Только так как согласно написанному в нескольких местах можно изменить порядок молитвы с ашкеназ на сфарад, а со сфарад на АРИЗАЛа, нужно решить, что когда начнете молиться по АРИЗАЛу, то это навсегда.
Вы спрашиваете, нужно ли хасиду ХАБАДа, который ведет молитву в синагоге, где принято говорить «пусть соблюдают»2, тоже говорить это.
Мне кажется, что не нужно говорить, так как принял на себя постановление, что при этом существует опасение перерыва в молитве, как постановил Алтер Ребе. И в частности, относительно молящихся в «миньяне», известен личный пример учителя, что не нужно это говорить, но когда другие молящиеся говорят и т.д. (см. раздел «Орах хаим» 236 в постановлении Цемах-Цедека) даже если человек ведет молитву, он не говорит этого.
В благоприятный час я упомяну всех тех, о ком Вы пишете, на святом месте (успокоения) моего тестя и учителя, ребе… каждого на то, в чем они нуждаются.
И так как Вы сообщаете их просьбу, понятно и просто, что Вам следует прибавить в аспектах Торы и заповедей, что прибавит благословение Всевышнего для исполнения Ваших сердечных пожеланий.
С благословением на добрые вести,
от имени Ребе ШЛИТА
секретарь
Примечания:
1) См. также выше, том 17 письмо №6332 и в примечаниях к нему. Здесь, письма №6721 и 7012.
2) См. также выше, том 17 письмо №6371.