№6985
С Б-жьей помощью
27 Менахем-Ава, 5719 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Шломо-Залман Эхт1 из Чикаго
Мир и благословение!
После долгого перерыва я получил Ваше письмо от кануна субботы.
Вы пишете об укреплении идей ХАБАДа в Чикаго. Меня удивляет, что Вы сомневаетесь и задаете вопрос по этому поводу, когда знаете мою концепцию, применимую везде и во все времена, что должно быть не только укрепление, но и распространение2.
Это мы также слышали от моего тестя и учителя3, который объяснил: «В наше время еврея можно сравнить с человеком, который взбирается на очень крутую гору и поэтому не может оставаться на одном месте. Либо поднимается, либо…»4. Если так было тогда, то тем более сегодня и в нашей стране, когда разные круги переживают пробуждение по собственной инициативе.
Однако, к нашей великой печали, общеизвестно, что те, кто должен быть в первом ряду5, жалуются, стонут, наполняются сомнениями, которые мы уже знали во времена движения по включению евреев Европы в светскую жизнь: «Не рискнем ли мы преступать границы, сообщая правду без уступок во всем, что касается Торы и заповедей?» И все же, если такие действия ожидаются от всех соблюдающих евреев, то насколько больше их ожидают от тех, кто воспитан нашими учителями и, в частности, лидером нашего поколения, моим тестем и учителем, чьи заслуги защитят нас?
Конечно, я неоднократно говорил об этом лидерам раввинских организаций. Я сразу почувствовал, что им понравилась идея произнести речь или даже выразить это в нескольких речах, что избавило бы их от беспокойства и хлопот, связанных с размышлениями о том, о чем они будут говорить в следующую субботу6. И на этом они остановились.
Да будет угодно, чтобы за этим вечером последовало утро, утро Единого в мире7.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 7479.
2) «И вы будете распространяться на запад и на восток, на север и на юг», согласно лозунгу, выбранному Ребе на тот год. См. по этому поводу письмо 6541.
3) См. по этому поводу письмо 6771.
4) Опускается. Ребе обычно не употребляет отрицательные термины.
5) В этих действиях по распространению еврейских ценностей.
6) В речи, которую они произносят перед своей общиной.
7) После всего этого негативного наступит позитивное.