Когда эти люди отвечают, анализируя эти предложения или формулируя другие, это хорошо заменяет встречу, которая не состоялась, как очевидно...
Вы заканчиваете свое письмо следующей фразой: «Первая и последняя мысли соединяются в жалобу». Вы сделаете вывод из этого, что ответ на данный вопрос содержится в известном изречении1 наших учителей, глав ХАБАДа: «Лучше одно действие, чем тысяча жалоб». Конечно, несколько действий, тем более, предпочтительнее одной жалобы. Сейчас хасиды готовы к таким действиям, но это дремлет в их личности. В хасидизме объясняется идея сна так: спящий человек полностью владеет всеми своими силами и органами тела, но он не может действовать. Счастлив тот, кто пробуждает спящих и дремлющих.
И известный комментарий РАМБАМа, многократно цитируемый в хасидизме, дает определение этому пробуждению: «Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь ко Всевышнему с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приносят пользы и спасения, — позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый» (см. «Законы о раскаянии» 3:4).
Любой, кто отказывается от таких действий, даже если он обманывает себя, думая, что выполняет очень важную работу, и поэтому не имеет необходимого времени, или что он не в состоянии сделать это, должен поэтому знать, что истинная причина его отказа есть, по сути, то, что было сказано ранее.
Такой человек забывает истину, слова Мишны о том, что «я был создан, чтобы служить моему Творцу», и также закон, что выполнение заповеди имеет приоритет, когда ее не может исполнить кто-то другой. Также человек прерывает свое изучение Торы, даже если это происходит на очень высоком уровне (как говорится в «Тосафот» в трактате «Моэд Катан» 9б). Более того, мы забываем истину не потому, что нас естественным образом тянет к размышлению, как того требует природа ума, а, говоря словами РАМБАМа, «из-за суетных занятий мира».
Этот анализ должен быть детальным, но мы знаем принцип хасидизма, согласно которому целесообразно развивать не то, что позволяет осуществить на практике указание «отвращаться от зла», а то, что относится к области «делать добро». Это выражается словами наших мудрецов и в формулировке Цемах-Цедека: «Мы — подённые работники»2. Наша роль — просвещать.
С благословением сообщить хорошие новости.
Примечания:
1) См. по этому поводу письма 5412, 5434 и 6329.
2) См. по этому поводу письма 6408, 6472 и 6686.