№7022
[Дни молитв о прощении 5719 года]
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек... Меир Меири из Лондона
...Я получил Вашу книгу, первый том Пятикнижия под названием «Тора Меира»1, и я очень благодарю Вас за нее.
...В знак признательности я привожу здесь несколько очень кратких замечаний, в соответствии с имеющимся у меня временем, и наши мудрецы говорят, что «в конце царит мир»2 и т.д.
В начале введения: Комментарий Баал-Шем-Това записан, в частности, в конце «Маор Эйнаим».
В начале дополнений (на стр. 9а-б): Беглое прочтение мидраша «а-Неэлам» в «Зоар Хадаш» (в начале главы «Берейшит») устанавливает, что согласно мнению, что «мир был создан с помощью десяти речений», вопрос в том, может ли мир быть создан одним речением или даже одной буквой «алеф».
Формулировка Мишны и различные тексты наших мудрецов показывают, что в этом вопросе нет разногласий и что мы фактически имеем здесь дело с разными стадиями раскрытия творения. По этому вопросу обратитесь, в частности, к труду «Аводат а-Кодеш» том 4, глава 4.
Для полноты темы (и для дополнений) было бы хорошо также процитировать утверждение наших мудрецов, (сформулированное в Иерусалимском Талмуде, трактат «Хагига» 2:2), что мир был создан с помощью буквы «бет» и что мир был создан мыслью («Зоар» II 20а).
В начале ссылок РАШИ (страница 9а): Ссылка на главу 12 мидраша «Берейшит раба»неверна. В «Тора Шлема», в параграфе 219, говорится: «Изучение Торы упоминается в мидраше», но у меня нет этой книги.
В конце дополнений (на странице 342б): В Харан, буква «нун» перевернутая. Комментарии к этому — «алеф», «далет» и «вав». Остальные относятся к слову «в Харане» (см., в частности, мидраш «Берешит раба» 68:13, где сказано: «в Харане: место Его гнева»).
Примечания:
1) Которая просвещает от имени автора.
2) Споры между мудрецами не вредят их хорошим отношениям.