Примечание. В «Ликутей Тора» там и в примечаниях Ребе РАШАБа (напечатанных в конце «Ликутей Тора», которая была опубликована изданием «КЕОТ») кажется, есть опечатка (это также относится и к «Сборнику трактатов по хасидизму» Алтер Ребе). Там действительно сказано, что (в Шило) не было выступающего дерева. Таким образом, РАМБАМ включил... в принципы строительства Храма. На самом деле нет нужды задавать вопрос по поводу сказанного в «Сборнике трактатов по хасидизму»...
Так, в хасидизме комментируют второй абзац «Слушай, Израиль», где слово «повяжи»1 находится перед словом «учи»2. Однако так будет и в грядущем мире, когда приоритет будет отдан конкретным действиям3. Это не соответствует объяснению, данному в трактате «Брахот» 35б, согласно которому второй абзац молитвы «Слушай, Израиль» относится к тому времени, «когда не осуществляют на практике Волю Б-га».
Поэтому необходимо уточнить, что и в грядущем мире будет несколько категорий людей, от «величайших» до «самых малых», как сказано: «Юноша в возрасте ста лет умрет», даже если глобально, в данном случае речь идет в общем об объединении небесных сфер между ними и раскрытии здесь, внизу, высших светов, выходящих за пределы мира Ацилут, как объясняет Алтер Ребе в «Святых посланиях» в конце главы 26.
№7154
С Б-жьей помощью
16 Тевета, 5720 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я отвечаю на письмо от 3 Тевета, в котором Вы кратко описываете мне свою жизнь. Одним из изменений, произошедших там в последнее время в области религии, является Ваше недавнее возвращение к истокам, если использовать Вашу формулировку, то есть к роднику живой воды, к источнику нашей Торы и ее заповедей, о которых сказано: «Ими будут жить».
Формулировка, которую Вы используете, как возвращение к истокам, доказывает, что в действительности здесь нет нового факта. Наоборот, человек возвращается в то место, которое действительно принадлежит ему. Продвигаясь по этому пути от одной ступени к другой, Вы будете время от времени укреплять свою убежденность и уверенность в том, что Вы должны следовать в этом направлении, не подвергаясь влиянию борьбы, которую ведет против Вас злое начало, которое способно развратить человека различными способами, не только в служении Б-гу, но и во всех его добрых делах. На самом деле, те, кто не является религиозным человеком среди других народов, занимают такое же положение. Несмотря на это, злое начало соблазняет и подстрекает. Но наши мудрецы дали нам знать, что Создатель человека дал ему необходимые силы, чтобы одержать верх в этой борьбе, одержать победу и идти вперед, от одного этапа к другому.
Вы также рассказываете мне о трудностях своего материального положения. Поэтому Вы должны принять помощь от своей матери, которая сама не живет в достатке и должна обеспечивать нужды членов своей семьи.
Примечания:
1) Тфиллин на руку.
2) Слова Торы для детей.
3) По сравнению с теорией и исследованиями.