Я не понимаю Вашего комментария о Рош а-Шана. Прежде всего, Вы сами упоминаете, что «человека судят ежедневно». Теперь ясно, что это не противоречит тому, что было записано в Рош а-Шана, как это объясняется в различных источниках. И см. также книгу «Десять Речений» рабби Менахема Азарии из Пано, статью об установлении закона во второй части в первой главе, а также с другими ссылками, которые цитирует Алтер Ребе в «Ликутей Тора» в конце главы «Корах». Он также излагает свой комментарий по этому поводу. См. также комментарии к Мишне в начале трактата «Рош а-Шана» 1:2, где говорится: «Мир судят четыре раза»1, причем Рош а-Шана является лишь одним из них. Несколько пояснений, данных по этому поводу, применимы и к тому, что является предметом нашего обсуждения.
2) В соответствии с тем, что только что было сказано, Вы также спрашиваете меня, почему то же самое не относится к празднику Шавуот, ведь тогда Тора была дана целиком?
Ответ: Это тоже очевидно. Действительно, Всевышний не установил праздник дарования Торы и Шавуот бывает то 5-го Сивана, то 6-го, то 7-го. Только когда мы освящаем месяцы по календарю2, это также день дарования Торы. См. по этому поводу к ответу РИБАШа в главе 96 и «Шулхан Арух» Алтер Ребе в начале главы 494. По этому вопросу приводится несколько причин, и по большей части они связаны с общим дарованием Торы во всей ее полноте. См. «Тора Шлема» рава М. Кошера в приложениях к главе «Итро», брошюру «Время дарования нашей Торы», составленную по нескольким работам на эту тему. Кроме того, мы можем добавить по этому поводу, что первые Скрижали Завета не сохранились, а вторые были даны в Йом-Кипур, святой и страшный день, когда человека записывают в три книги3. Как сказано в Мишне: «День Его свадьбы: это день дарования Торы».
3) 19 Кислева определяется как «праздник праздников»4. Вы делаете вывод, что тогда этот день важнее, чем Шавуот, и выражаете свое удивление по поводу этого вывода.
Ответ: Это выражение, само по себе заимствованное из «Тикуней Зоар», употребляется уже много лет и десятилетий. Оно получило известность, в том числе в Соединенных Штатах, в течение указанного выше года. Мы можем ответить на этот вопрос, уточнив, что речь действительно идет о празднике праздников, то есть не о дополнительном празднике, согласно Вашему толкованию, а, как раз наоборот, о том, что указывается в «Тикуней Зоар», по этому поводу в п. 21 на стр. 58б: «Праздник на все случаи жизни и на все пиры, пир на три праздника паломничества». Виленский Гаон поясняет в связи с этим, что центральная точка5 раскрывается каждую субботу и каждый праздник, становясь, таким образом, общим аспектом для всех этих праздников. См. по этому вопросу книгу «Беэр Лехай Рои».
Примечания:
1) И, следовательно, не только в Рош а-Шана.
2) Как и сейчас, в период изгнания.
3) Книга совершенных праведников, книга злодев и книга обычных людей.
4) См. по этому поводу письмо 3202.
5) Для всех праздников сразу.