Это также можно объяснить с точки зрения открытой части Торы. Действительно, праздники характеризуются радостью (согласно сказанному в трактате «Хагига» 10б). Радость объединяет людей и Б-га. Однако наши мудрецы оговаривают, что «нет радости, кроме как от мяса», именно от праздничного жертвоприношения. Поэтому в наше время можно только сказать, что «нет радости, кроме как от вина» (см. по этому поводу объяснение Алтер Ребе, автора книги «Тания», в его «Шулхан Арухе» 529:7).
Это основной пункт учения хасидизма, как подчеркивается в различных местах у Баал-Шем-Това и его учеников, Алтер Ребе и его учеников, как сказано: «Служите Всевышнему с радостью». И вот еще один принцип. Служение Б-гу должно происходить вместе с телом, а не с помощью постов и умерщвления плоти, согласно известному толкованию слов Торы: «Когда увидишь осла врага твоего» (что намекает на материю тела), то тогда «помоги ему вместе с ним» (а не отталкивая это тело и не прибегая к умерщвлениям плоти).
19 Кислева — это день, когда Алтер Ребе был выпущен на свободу в нашем мире, потому что свыше было дано разрешение распространять хасидизм и его пути.
Однако «человек не делает жеста1 пальцем…», что означает, что там, наверху, дано согласие на распространение такой концепции. Это идея, общая для всех праздников.
4) В примечании сказано, что праведный гаон, рав Хаим из Бриска и гаон рав Хаим-Ойзер из Вильно относились ко всему этому2 с большим уважением. Вы утверждаете, что это непонятно, и спрашиваете меня, каково происхождение этого слуха.
Что касается их отношения к 19 Кислева, в том числе, что это новый год для хасидов и учения хасидизма, то это было обнародовано моим тестем и учителем, который воспроизвел одну из своих записей от 5662 года3, когда опубликовано письмо своего отца4 о 19 Кислева, дошедшее до Вильно. Это было напечатано по его просьбе в 5703 году5 во введении к брошюре «И источник»6. Вы наверняка знаете, что в то время все трое7 часто встречались и поддерживали дружеские отношения, не обязательно для решения проблем общины. Жаль, что детали всего этого не были обнародованы должным образом. Несомненно, что многих замечаний, возражений, споров и разногласий можно было бы избежать, ведь не всегда они относятся к области святости. Вы должны понять, что я имею в виду.
Да будет угодно, чтобы поскорее мы удостоились обещания о том, что «мудрецы Торы умножают мир на земле» и, тем более, в своем собственном мире, мире Торы, в особенности исполнения закона в конце Устной Торы: «Творец не нашел другого вместилища, содержащего благословение для Израиля, кроме мира».
С уважением и благословением.
P.S.
Если только что сказанное вызовет у Вас какие-либо замечания, я, конечно, буду рад их получить. Уже было сказано, что несмотря на разногласия, мы останемся друзьями.
Примечания:
1) Если это не предложено свыше.
2) К 19 Кислева, хасидизму и его распространению.
3) 1902 г.
4) Ребе РАШАБа.
5) 1943 год.
6) Ребе РАШАБа.
7) Рав из Бриска, рав из Вильно и Ребе РАШАБ.