В таком случае мы не знаем, возможно ли в том состоянии, в котором мы находимся, исполнить эту заповедь на практике.
Итак, основа нашей веры (кстати, это также основа всех других верований, да не будут они упомянуты рядом) состоит в следующем. Тот, Кто дал указание исполнять заповедь, является самим совершенством, что отражено в Его предписаниях, которые особенно точны. Кроме того, Он знает будущее и совершенством Своей мудрости Он оценил все возможные ситуации, которые могут возникнуть в настоящем и будущем, близкие или даже отдаленные, для исполняющего заповедь.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что два вышеуказанных условия не выполняются. Следовательно, в самом определении заповеди мы можем найти способ ее применения на практике и то, что требуется в этой области. В этом отношении не существует никаких ограничений, кроме одного: «Мы будем жить ими», как объясняют наши мудрецы в различных местах (в частности в трактате «Йома» 85б). В результате, исполнение заповедей Торы отменяет только опасность для жизни и ничего больше. То же самое относится ко всем практическим ограничениям этих заповедей, например к необходимости выполнять их наилучшим образом, к примеру до трети. Все это ясно объяснено в Торе Того, Кто дал указание соблюдать заповеди. Отсюда следует, что в этом вопросе немыслимы никакие сомнения, даже Ваши.
Мы только что отпраздновали Песах, время нашей свободы. Так пусть Б-г освободит Вас от всего, что стоит на пути служения Б-гу с радостью и энтузиазмом, от всего, что Вас беспокоит.
В благоприятный момент я упомяну Вас возле святого места упокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас, для удовлетворение всех потребностей.
С благословением сообщить хорошие новости обо всем этом.
№7277
С Б-жьей помощью
27 Нисана, 5720 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Менахем-Исраэль Малов1 из Бней-Брака
Мир и благословение!
Мне было приятно получить Ваше письмо от следующего за праздником Песах дня, сообщающее хорошие новости о хасидском застолье во время трапезы Мошиаха2, которое состоялось в синагоге ХАБАДа, малом святилище г. Бней-Брака.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 6851.
2) В последний день Песаха.