Если то, что Вы пишете, действительно имело место, я был бы вынужден четко изложить позицию ХАБАДа по этому вопросу, конечно, в соответствии с письмами наших учителей — Ребе РАШАБа и моего тестя и учителя, чьи заслуги защитить нас — что может вызвать реакцию с определенных сторон.
Однако позиция, которую я занимал до сих пор, всегда была следующей. Пока нет необходимости делать заявления, которые могут вызвать борьбу [то есть не оставлять места для сомнений] я воздерживаюсь от них. Это совершенно очевидно.
Прилагаю копию моего письма, адресованного всем, по случаю праздника Шавуот1. Безусловно, нет необходимости напоминать Вам о распространении источников (хасидизма) вообще и особенно в дни, близкие к кончине2. Согласно выражению Ребе РАШАБа (о Лаг ба-Омере3), эта дата раскрывает сущность того уровня, который принадлежит ему.
№7330
С Б-жьей помощью
5 Сивана, 5720 года
Бруклин
Мир и благословение!
Отвечаю на Ваше письмо от 29 Ияра.
Если Вы напишете мне имя каждого из них вместе с именем матери, я упомяну их возле святого места упокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас, в соответствии с тем, что Вы мне написали.
Что касается рождения мальчика, я слышал4, что мой тесть и учитель рассказывал о том, что он получил от своих предков высказывание, сформулированное на основе стиха: «Чем облагородит юноша путь свой?»: «Чем удостоится человек рождения сына?» — «Путь свой»5 — «Тем, что будет он встречать тех, кто с дороги, кто был в пути, т.е. особо усердно исполнять заповедь о гостеприимстве». Конечно, мы также должны соблюдать Тору и заповеди в целом. Как бы ни была хороша ситуация в этом вопросе, ее всегда можно улучшить, пока человек привязан к бесконечному Творцу.
Что же касается изучения Торы, то совершенно очевидно, что Вы должны установить время для изучения ее глубинного измерения, которое в наше время открыто в виде хасидизма, благодаря ее основателю, Баал-Шем-Тову..
Примечания:
1) Это письмо 7327.
2) Баал-Шем-Това в первый день праздника Шавуот.
3) Кончина рабби Шимона бар Йохая.
4) См. по этому поводу письмо 790.
5) Игра слов: «его путь» и «его гость».