...личность тех, кто исполняет заповедь (респонсы РАШБА, как приводит «Маген Авраам» 154:22), мы с благодарностью включили Ваше имя в памятный список спонсоров на страницах брошюры.
В порядке пасхального «Седера» одним из первых вопросов является чтение отрывка «Вот хлеб бедности», когда мы приглашаем «всех, кто голоден, пусть придут и едят» (наряду с денежной благотворительностью), позволяющей бедным купить пшеницу. Однако до этого мы проводим омовение рук и едим овощи, чтобы заинтересовать детей и вызвать их любопытство, чтобы они задавали вопросы об еврейских законах и практике. И сразу после прочтения этого [отрывка] мы убираем в сторону поднос, чтобы побудить детей задавать вопросы.
Человек может сказать: «Мне достаточно, чтобы посвятить свои деньги, энергию и время ради мудрого сына, который интересуются и спрашивает о еврейской вере. Или по крайней мере ради пользы для простого сына. Ибо, хотя он не мудр, он чувствует уникальность еврейского народа и задает вопрос: «Что это?» Но у него нет никакого намерения восстать против [Торы]. [Чтобы отрицать такой подход, Агада] немедленно дает нам ответ: «Тора говорит о четырех сыновьях: мудрый сын, нечестивый сын, простой сын и тот, кто не знает, что спросить».
Более того, Тора не говорит о мудром сыне до книги «Дварим». Простой сын упоминается в тринадцатой главе книги «Шмот». А в самом начале заповеди принести пасхальную жертву («Шмот» гл. 12) Тора говорит о спасении, приближении и исправлении сына, который не знает что спросить, и нечестивого сына.
(Ответ нечестивому сыну — это стих о сыне, который не знает, как спросить. Ибо, по правде говоря, все евреи являются «верующими, потомками верующих». Причина, по которой человек грешит, заключается в том, что временно он не осознает этого и не знает даже об этом, потому что в него вошел дух глупости).
Это [миссия], инициированная моим уважаемым тестем и учителем Ребе ШЛИТА в программе «Центра по вопросам воспитания», чтобы привлечь к себе внимание даже тех, кто не знает ни святого языка, ни даже идиш, ни даже обычаев, наиболее широко известных среди еврейского народа. В соответствии с затраченными усилиями будет награда и удовлетворение.
Невозможно описать величие заслуги тех, кто участвует в этих усилиях. Для таких людей, как Вы, нет необходимости подробно останавливаться на этом. Поэтому мы уверены, что наше намерение в вышеуказанном вопросе соответствует Вашим желаниям. И [следовательно, мы следовали талмудическому правилу:] «Сделки ради пользы человека могут могут быть заключены в его отсутствие».
С благословением всех благ во всех делах [и с благословением] сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Исполнительный директор
Что касается источников упоминаний о Седере, см. сборник обычаев в Агаде, опубликованной издательством «КЕОТ».