...о подобных вещах в трактате «Бава Меция» (29б) и приводится в «Шулхан Арухе» Алтер Ребе там в конце п. 4. И также там разрешает только те вещи, которые обычно смешивают с этими жидкостями.
Ещё есть вопрос по поводу сказанного в «Шулхан Арухе», раздел «Образ жизни» п. 455, где есть разрешение постфактум взять воду, которая простояла всю ночь в медном сосуде.
И вот, нужно сказать, что мы нигде не находим подобного разрешения, даже если вода была всю ночь в медном сосуде, а только изначально запрещено черпать (набирать) в медный сосуд, а постфактум это разрешили. Но в отношении закона о пройденной ночи здесь не идёт речь. А что касается сказанного в «Шулхан Арухе» Алтер Ребе (там в конце п. 19), что разрешено даже если вода находилась там много дней — нужно сказать, что речь не идёт о ночах. И не написано об этом ясно, так как это не имеет отношения к закону о «переночевавшей» воде, а к законам охраны тела. И как не объяснил в «Законах о Песахе», что изначально вода не должна оставаться на ночь в любом металлическом сосуде — и это немного затруднительно.
И может быть можно сказать, что в Талмуде сказано: «пьет налитую воду и т.д.» И так как это особенная идея, а не естественная вещь с налитой водой, то в этом случае у нас есть только его новшество, что ее запрещено пить. Но если ее смешают с тестом и не будут пить, то при этом не возникнет проблемы.
И нельзя сравнить одну вещь с другой, как мы не находим запрета использовать их где-нибудь, наподобие того, как сказали о воде для утреннего омовения рук («Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» п. 4). И с помощью этого разделения, когда налитую воду запретили только для питья, можно объяснить возражение из трактата «Сукка» (48б), что оставляли воду для возлияния на ночь в золотой бочке, хотя в Иерусалимском Талмуде там (не как в Вавилонском Талмуде по мнению РАШИ и «Тосафот») сказали, что требуется вода евреев.
И есть объяснение р. Ш.-М. из Бережан, что в Храме не было духовной нечистоты. И см. респонсы «Бней Цион» обсуждение об этом.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
М. Шнеерсон
Председатель издательства1
Примечание:
1) Сборника «Любавичи». См. также выше, письмо №195 и в примечаниях там.