В комментарии «Мехильты» на главу «Ки тиса» на слова «Ее оскверняющий» — вот, все это время мне казалась странной такая многословность, что неевреи окружили Землю Израиля и т.д. — ведь какая разница, каким образом произошло осквернение? И даже если захотите сказать, что имеется в виду то, что осквернение субботы произошло после получения разрешения (как я писал в своем предыдущем письме), то ведь есть обычные примеры в подобных случаях — опасность для жизни и больной человек.
И вот, в эти дни я увидел в респонсах «Торат хесед» (р. Шнеур-Залмана из Люблина), раздел «Камень помощи» 66:2, что он пишет об этом комментарии «Мехильты» — в отношении другой темы — «Так как используется пример, что неевреи окружили Святую Землю и т.д., то объясняется, что речь шла только о подобных случаях, и тогда всем евреям было разрешено нарушить субботу во всех видах работы, которую нужно было совершить и т.д. И суббота была полностью превращена в будни для всех евреев. Но когда речь идёт об одном человеке, которому разрешили нарушить субботу в опасной для жизни ситуации в частной вещи и т.д.» — и там объясняется это по простому смыслу1. И также объясняется разница между назореем и аспектами Йом-Кипура с одной стороны и субботой с другой (как я писал в предыдущем письме), так как там, в отличие от субботы, речь идёт о самом предмете. И это понятно на основании вышесказанного.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
М. Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета2
№184
3С Б-жьей помощью
первый день недели, 7 Швата, 5705 года.
Уважаемый раввин, гаон и хасид, богобоязненный человек… р. Моше Эхт4
Мир и благословение!
Оба письма были получены. Квитанция прилагается с благодарностью [за ваш вклад].
Что касается других участников5, то похоже, что поскольку им сказали, что оплата должна быть произведена 9 Адара, они ждут этой даты.
Примечания:
1) См. «Ликутей Сихот» том 8, стр. 50 и далее.
2) Организации «Стан Израиля».
3) По копии из секретариата.
4) Другие письма к нему — далее, письма №345, 356.
5) Для издания книги «Сборник хасидских трактатов» лета 5700 года в качестве подарка Ребе РАЯЦу 12 Тамуза 5702 года, как объясняется в предисловии к этой книге и в продолжение к этому см. письмо №182.