Конечно, у Вас есть что сказать по поводу моего письма от 11 Адара II1. Я буду удовлетворен услышать от вас [...], так как наши мудрецы рассказывают («Бава Меция» 84а), что [рабби Йоханан оплакивая кончину Реш Лакиша, говорил:] «На каждый выдвигаемый мной тезис сын Лакиша задавал 24 вопроса».
С приветом ко всем членам нашей группы и с благословением кошерного и веселого праздника Песах.
Рав Менахем Шнеерсон
№355
2С Б-жьей помощью
13 Нисана, 5708 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Шломо-Хаим3
Мир и благословение!
Я подтверждаю получение вашего письма от 23 Адара II. В ответ на это:
1) Серия бесед, начинающихся с Рош а-Шана этого года, заканчивается эссе, опубликованным для главы «Ноах».
2) Я отправил вам [текст] сборника «Сегодня — день», как Вы просили. Поскольку это исключение, Вы, безусловно, поделитесь им с другими людьми, чтобы и они имели заслугу.
3) [Любые средства, которые] находятся в Вашем распоряжении для печатных материалов или для Свитка Торы [чтобы приветствовать Мошиаха], должны быть переданы в офис р. Биньямина Городецкого. Они сообщат нам, и мы получим оплату [от них]. После праздника Песах комитет по написанию Свитка Торы проинформирует [покупателей], какие буквы Торы были выбраны для них.
4) Прилагаю брошюру к празднику Песах, которая была только что опубликована. Конечно, Вы поделитесь ей с другими людьми, чтобы и они имели заслугу.
Когда я изучал ее и искал объяснение высказывания: «Когда противоположная святости сторона подавлена, слава Б-га распространяется по всему миру»4, я нашел объяснение5 в книге «Тора Ор» как упомянуто в примечании 47. Мне пришло в голову, что это может быть использовано для объяснения обычаев людей, которые будут копировать трактаты по хасидизму, заканчивающиеся термином «салик»6. При этом они намекали на идею в конце трактата, то есть на концепцию, которую [можно постичь] через постижение и понимание, что свет, который был притянут, был рассеян.
Примечания:
1) См. выше, письмо №340.
2) По копии из секретариата.
3) Кесельман. Другое письмо к нему — далее, письмо №373.
4) См. «Зоар» II 128б.
5) В книге хасидских трактатов 5708 года на стр. 167 цитируется отрывок из книги «Тора Ор» в конце гл. «Ваякэль», среди других источников. Там (стр. 89д) Алтер Ребе объясняет, что хотя термин «исталек», используемый в книге «Зоар», обычно относится к подъему и уходу, в данном случае он относится к распространению и раскрытию света. Смысл, однако, в том, что раскрываемый свет действительно трансцендентен и не может быть ассимилирован и урегулирован в мирах.
6) Которое имеет тот же корень, как и термин «исталек».