Во всяком случае, необходимо, чтобы она приняла религиозный образ жизни за некоторое время до свадьбы, чтобы она знала, на что она идет, трудности, которые из этого вытекают и к которым она не была привычна до этого. По словам наших мудрецов: «Человек не приобретает ту вещь, определение и природу которой он не знает. Он не берет на себя никаких обязательств по этому поводу».
В благоприятный момент все те, о ком Вы пишите, будут упомянуты возле святого места упокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас. Да будет угодно сообщить мне хорошие новости о каждом из них.
Я также обязан сделать следующее замечание [хотя мне это не очень приятно делать это, тем более, что я уже намекал на него в письме, которое я послал Вашему мужу]. Действительно, то, что здесь происходит, как и другие ситуации, которые Вы описываете в своем письме, почти наверняка являются следствием ее посещения школ, не соответствующих ни Вашим ожиданиям, ни ожиданиям Вашего мужа. К нашему огорчению, в соответствии с человеческой природой и в соответствии с той ошибкой, которая совершается очень часто, когда от своих детей ожидают усвоения определенного уровня религиозного мировоззрения и поведения, мы стремимся дать им воспитание, не ведущее их к тому, чтобы превзойти своих родителей, тем более сделать это в значительной степени. И мы не принимаем во внимание тот факт, что если человек, достигнув среднего возраста, сохраняет известную религиозную практику, то это потому, что в детстве, а затем в юности он находился на более высокой ступени... В таком случае, даже если перипетии жизни, борьба, которую она навязывает, а также окружающая среда снижают целеустремленность юности, оно тем не менее сохраняется в зрелом возрасте. В результате тот, кто в молодости уже находится на низшей ступени, потеряет ее позже, через несколько лет, и таким образом окажется в положении ниже того, которое ему хотелось бы.
В результате всего этого Вы и Ваш муж хотели, чтобы страх Ваших детей перед Б-гом был эквивалентен Вашему. Поэтому они должны были учиться в школе, которая требует от своих учеников такого же страха перед Б-гом, как их отец получил в йешиве «Томхей-Тмимим». С другой стороны, когда они посещают школу, которую Вы упомянули в своем письме, в которой требуемый страх перед Б-гом, по-видимому, намного ниже, чем в йешиве «Томхей-Тмимим» или подобному ей, то как мы можем удивляться тому, что они спускаются вниз и сталкиваются с ситуациями, подобными тем, которые Вы описываете в своем письме?
Конечно, моя цель не в том, чтобы поучать. Я беспокоюсь здесь о других Ваших детях, над которыми Вы все еще имеете власть. Ясно, что они должны учиться и получать воспитание в школе, требующей от своих учеников искреннего страха перед Б-гом. Таким образом, Вы можете попросить их уважать всю Тору и заповеди. Таким образом, мы можем надеяться, что они примут это.