В целом, наши мудрецы подчеркивают1 важность указания ссылок для всех цитат2. Насколько же это больше относится к случаю, когда необходимо уточнить содержание этих текстов и, тем более, трудов по каббале. Действительно, Баал-Шем-Тов требует3, чтобы к этому изучению относились с большой осторожностью (как указано в конце второй главы «Источник заповеди молитвы» Цемах-Цедека, с которой Вы будете консультироваться).
Конечно, моя цель не жаловаться на прошлое и уж тем более не спорить. Я имею в виду только будущее. Действительно, в предисловии издателя, которое готовится к публикации, мы находим и другие произведения АРИЗАЛа.
Я имел в виду выше указание ссылок и должен добавить, кроме того, что было бы особенно благоразумно написать примечания и ссылки также и на другие сочинения АРИЗАЛа, а также на его комментаторов, мудрецов каббалы, как насколько это возможно. Прежде всего уместно включить то, что указано в примечаниях и комментариях «Эц Хаим» по изданию, изданному в Варшаве в 5651 году. То же самое относится и к сочинениям АРИЗАЛа, изданным в Иерусалиме, с примечаниями рава Менахема-Мендла Гальперина. Сравнивать сочинения АРИЗАЛа, исходящие из разных источников, особенно важно, как это совершенно ясно и вполне очевидно.
Наши мудрецы говорят4, что один текст Торы дополняет другой. В этом случае заметки и ссылки на труды АРИЗАЛа могут быть только полезными и интересными (чего не может быть в случае со своими собственными комментариями).
Как я уже писал ранее, Вы также стараетесь распространять учение Баал-Шем-Това, насколько это возможно, посредством написания, публикации и выступлений. Теперь его учение, учение его учеников и учеников его учеников является усилием в области Торы, которая с любовью и страхом перед Б-гом восходит, раскалывает небеса и предстает перед Вечным, как объясняется в святой книге «Тания» в главе 40 и в начале «Заключительного трактата».
С уважением и благословением.
Примечания:
1) Трактат «Эрувин» 21б.
2) В письме: «Прикрепить ручки к корзине».
3) См. по этому поводу письма 8275 и 8332.
4) Иерусалимский Талмуд, трактат «Рош а-Шана» 3:5.