СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 4 Кислева 5783 года, второй день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-11-28 04:21

Игрот Кодеш. Том 22, стр. 264

С уважением и благословением.

P.S. Я сделаю несколько замечаний по поводу Вашей книги, хотя я ознакомился с ней только поверхностно, так как у меня очень мало времени для этого1.

В начале книги, на странице 3б, сказано: «Мы получили указание»2. Однако эта формулировка не кажется правильной, потому что это учение изложено мимиходом, только потому, что сказано: «Счастлив тот, кто не…». Таким образом, этот стих не является предписанием. Более того, можно подумать, что такого указания не существует, а это является лишь добрым советом. См. об этом в начале главы 6 «Законов об образе жизни» РАМБАМа. Вот почему мы должны стремиться дистанцироваться от их общества, чтобы... и как сказано: «Счастлив человек…». В стихе хорошо подчеркнуто слово «чтобы» и речь не идёт о запрете3. Эта интерпретация позволяет просто понять следующее утверждение наших мудрецов (в трактате «Авода Зара» 18б), что стих говорит о них: «Счастлив человек…», ибо это приводит к... Следовательно, это не является отдельным запретом.

В той же ссылке4, на странице 4а, говорится: «Мы получили повеление усердно учиться… и не пренебрегать изучением Торы», и Вы упоминаете ранее процитированную ссылку трактата «Авода Зара», где уточняется5: «Чтобы человек не сказал…».

Кажется, что опять же формулировка не точная. В сущности, говорится: «Поэтому я по крайней мере смогу заснуть. Вот почему в стихе говорится: «Ты будешь посвящать себя этому день и ночь». Эти слова не предназначены для осуждения пренебрежения Торой, ибо совершенно ясно, что это грех, как сказано в трактате «Санедрин» 99а: «Он пренебрег словом Б-га». На самом деле это относится ко сну, потому что очевидно, что спящий не пренебрегает изучением Торы, как это само собой разумеется.

Вы комментируете детали применения заповеди: «Чтобы она не отошла от уст твоих»6. См. по этому вопросу объяснение, которое содержится в «Законах изучения Торы» Алтер Ребе в главе 3.

В конце книги, на странице 85б, я удивлен, что Вы не цитируете в связи со стихом: «Всякая душа восхваляет Всевышнего», комментарий наших мудрецов в мидраше «Берейшит раба» в конце главы 14, согласно которому уместно восхвалять Б-га за каждое дыхание7. Более того, мидраш «Дварим раба» в конце главы 2 даже уточняет: «Обязан хвалить».

Примечания:
1) Это объясняет, почему замечания немногочисленны.
2) Комментируя слова: «Блажен человек, который не последовал совету нечестивых», в этом труде говорится: «Нам велено удалиться от общества нечестивых, не проходить перед ними, даже быстро. Конечно, мы не останемся с ними и не займем свое место в их компании».
3) Так что это просто хороший совет.
4) Комментарий к стиху: «Он будет подобен дереву, посаженному у ручьев».
5) Чтобы человек не сказал: «Я не был в театре и цирке, я не видел гладиаторов. Так я хотя бы посплю». Именно об этом говорится в стихе: «Ты будешь посвящать себя этому учению день и ночь»».
6) Йеошуа 1:8. Речь идёт о Торе.
7) «Нешама» (душа), имеющая те же буквы, что и «Нешима» (дыхание).

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Л. | Просмотров: 339 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter