СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 11:47

Том 22, стр. 363

№8555

[8 Кислева, 5723 года]

...Я узнал... о публичном изучении Торы, которое состоится в эту пятницу вечером, накануне священной субботы.

В соответствии с указанием «Шулхан Аруха»1 я должен был ответить как можно скорее, чтобы сформулировать свое скромное мнение, хотя бы кратко, в соответствии с тем, что позволяет мне мое время.

Вопрос2 в данном случае относится к тому, что говорится в книге «Зоар» I (53б): «И Он отослал Адама: рабби Элиэзер сказал: я не знаю, кто с кем развелся. На самом деле, этот термин следует перевернуть, и следует с уверенностью сказать, что человек отверг Божественное Присутствие. Вот почему сказано: Вечный Б-г выслал его из Рая. Почему Он отослал его? Потому что человек отверг Божественное Присутствие».

Действительно, этот текст вызывает много вопросов. Прежде всего, что означают слова рабби Элиэзера: «Я не знаю…»? Зачем таким образом отбрасывать стих от его простого значения, особенно для того, чтобы затем сказать, что «термин должен быть перевернут», что мы не должны сохранять порядок, в котором излагается стих? Аналогично, как понимать повторение в «Зоар»? И другие вопросы все еще возникают.

Очень кратко разберемся во всем этом, введя два предварительных понятия:

1) Книга «Зоар», глубокое измерение Торы, показывает глубинный аспект вещей и раскрывает то, что во внешнем проявлении проявляется лишь намеками. Напротив, Талмуд является раскрытой частью Торы. Однако все части Торы включены друг в друга и, как следствие, есть простые объяснения и законы в книге «Зоар», а также намеки и тайны в Талмуде.

2) Определенные наказания, а также определенные виды награды можно квалифицировать как «естественные», по выражению, употребленному еврейскими философами3, и в соответствии с условиями стиха: «Твое зло причинит тебе страдания». Другие, с другой стороны, являются «сверхъестественными», что означает, что Б-г намеревался наложить такое наказание за такой проступок, причем одно не обязательно ведет к другому. Так обстоит дело, например, с заповедями, которые являются постановлениями, выходящими за пределы логики.

Таким образом, это сомнение, поднятое рабби Элиэзером. Простой смысл этого понятия и этого стиха, конечно же, заключается в отсылке Адама из Рая. Однако на более глубоком уровне об этой отсылке, которое было наказанием за вину Древа Познания Добра и Зла, можно сказать: «Не знаю, кто с кем развелся». Это может быть Творец, а значит, Творец хотел отослать человека из-за этого греха с Древом Познания.

Примечания:
1) «Йоре Деа» 246:14. Конечно, этот текст намекает только на приоритет. Тем не менее общепризнано, что общественное изучение Торы действительно является приоритетом. Это также можно вывести из того, что говорит «Шулхан Арух» по той же ссылке в пункте 15.
2) Предположительно тот, который будет рассмотрен на вечернем уроке в пятницу.
3) См. «Святые послания» Ребе РАШАБа том 1, письмо 176.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 845 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter