Так и с Б-гом, если можно так выразиться, ибо Он сотворил мир десятью Словами, явил в нем Свою Мудрость и Свою Волю, выраженную Десятью Заповедями.
Это то, что называется Божественным Присутствием.
№8556
С Б-жьей помощью
8 Кислева, 5723 года
...Вы спрашиваете меня1 о «Шулхан Арухе», раздел «Йоре Деа», в конце главы 242, в которой приводятся слова рабби Акивы, согласно которым человек, сравнивающий себя с Моше, должен быть наказан поркой.
1) В трактате «Санедрин» (31а) упоминается «тот, кто сияет, как сын Батьи»2. В данном случае эта формулировка не представляет проблемы, так как сравнение здесь относится лишь к очень конкретному пункту, что допускается, в том числе и самым решительным образом, как сказано в трактате «Менахот» (29б): «Он не знал…». По этому вопросу можно обратиться к трактату «Санедрин» (11а), который цитируется в этой ссылке.
2) В различных текстах указывается, что: «Моше говорил хорошо». РАШИ, комментируя трактат «Шабат» (101б), объясняет, что такой мудрец был подобен Моше в его поколении. Действительно, здесь мы имеем в виду один из принципов Торы, указанный в трактате «Рош а-Шана» в конце главы 2.
То, что только что было сказано, позволит нам понять утверждение наших мудрецов в мидраше «Берешит раба» (17:7), согласно которому: «Нет поколения, в котором не было бы кого-то, кто равен Моше».
Но все еще можно задаться вопросом о том, что мидраш «Танхума» говорит в конце гл. «Толдот»: «Он превосходит Моше»3, без какой-либо другой точности, что означает, что он сделал это во всех областях сразу4.
По этому вопросу можно обратиться к РАМБАМу в «Законах о раскаяния» 9:2, и трактату «Рош а-Шана» 21б, в связи с королями. См. также «Ликутей Тора» Алтер Ребе, гл. «Цав» 17а и в конце «Песни песней», что это находится в писаниях АРИЗАЛа.
Примечания:
1) Это письмо адресовано раввину Йеуда-Зрахья-Мордехай-Лейб-Хаиму Сегалу. См. по этому поводу письмо 7192.
2) То есть Моше.
3) См. по этому поводу письма 923 и 4324.
4) Что было бы запрещенной формулировкой.