№8647
С Б-жьей помощью
13 Тамуза, 5723 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Пинхас-Мордехай1 Тайц
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваши письма, и в одном из них Вы предлагаете мне принять участие в издании сборника, посвященного раскаянию.
Однако такой обычай не практикуется в доме нашего Ребе, моего тестя и учителя, и мы придерживаемся обычая наших отцов.
Однако, учитывая важность темы и из уважения к Вам, я воспользуюсь случаем, чтобы высказать хотя бы кратко те мысли, которые я излагал по разным поводам, в том числе и в присутствии многих людей. Прежде всего, я дам определение понятию раскаяние. Согласно формулировке Алтер Ребе, автора книги «Тания» и «Шулхан Арух», 150 лет поднятия души которого мы отмечаем в этом году, раскаяние не обязательно совершается за грехи, ведь наши мудрецы утверждают, что человек должен «жить все свои дни в раскаянии». На самом деле это можно определить как возвращение души2, которая есть частица Всевышнего, спустившаяся с высокой вершины в глубокую яму, чтобы облечься в тело. Через раскаяние эта душа возвращается к Б-гу, Который дал ее. Для этого она должна проявить самопожертвование, отдать свою волю3.
Каждая эпоха имеет определенную миссию. Наша эпоха4, особенно в последние годы, характеризуется нравственным пробуждением, о котором можно сказать, что мы «пророчествуем, сами того не зная»5. Это называется «возвращением к истокам», но на самом деле и в более глубоком измерении это лишь проявление «духа, который возвращается к Б-гу», как было сказано. Это пробуждение мы видим, в частности, у молодежи, для которой такой подход еще более решающий, потому что он более интериоризирован, более детерминирован.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 2377.
2) «Ликутей Тора» глава «Дварим», на странице 24г.
3) «Ликутей Тора глава «Дварим», со страницы 71в.
4) См. по этому поводу письма 8614 и 8648.
5) Мы не знаем, какую форму ему придать.