Несомненно, награда за заповедь — это сама заповедь1, а это означает, что простое выполнение ее на практике уже само по себе является высшей наградой, какая только может быть. Поэтому человеку из плоти и крови незачем выражать свою благодарность. Несмотря на это, мой долг, а также удовольствие, поблагодарить Вас за это удовлетворение, в дополнение к самой идее, поскольку, как было сказано, наградой за выполнение заповеди является сама заповедь.
Заслуга этих действий велика и она защитит Вас, Вашу жену и всех членов семьи, дав Вам возможность получить удовлетворение всех духовных и материальных потребностей.
С уважением и благословением продолжать эти действия в добром здравии, в радости и энтузиазме, потому что заслуга того, что является общественным, приходит вам на помощь.
М. Шнеерсон
№8827
С Б-жьей помощью
25 Ияра, 5724 года
Бруклин, Нью-Йорк
Благословение и мир!
С большим удивлением и ещё большей болью я прочитал Ваше письмо2. Действительно, Вы начинаете с восхваления Всевышнего, потому что планируете отправиться в Землю Израиля на корабле, владельцы которой евреи, не дай Б-г3. Капитан, матросы, весь экипаж — все они евреи или 99% из них евреи, а Вы мне пишете, что желаете удостоиться доброго пути в заслугу наших святых предков!
Думаю, бесполезно объяснять Вам причину моего великого горя. Однако содержание Вашего письма побуждает меня обратиться к Вам хотя бы в этих нескольких строчках...
Примечания:
1) Согласно трактату «Авот» 4:2. См., кроме того, письмо 2634 и «Книгу бесед» 5749, том 2, начало на странице 642.
2) Это письмо адресовано женщине. См. «Ликутей Сихот», том 32, стр. 257.
3) См. по этому поводу письмо 8731.