СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 10:17

Том 23, стр. 198

(Внесение Скрижалей Завета1 в Святой Ковчег2, согласно этому толкованию, является, таким образом, лишь специфической деталью этого Ковчега (и его святости), которая не сохраняется во всех поколениях). Несмотря на это, у РАМБАМа есть заповедь носить его на плечах и запрет не снимать3. По его словам, на самом деле святость Ковчега от него не зависит, так как его предназначение таково: «Я буду обитать в них». Есть только указание, специально предназначенное для коэнов, которые должны носить его на плечах4 и т.д.

Однако трудно принять такой способ прочтения комментария РАМБАМа5, потому что, в конце концов, если есть указание совершить «специальное действие», в данном случае сделать Ковчег святым, почему бы не включить это в счет заповедей? И какая разница, что оно имеет глобальный охват, ведь на это «конкретное действие» действительно существует запрет?

Таким образом, РАМБАМ определяет заповедь верить в Б-га6, который имеет еще более общий охват, и насколько больше тот, который является предметом нашего обсуждения, должен поэтому быть заповедью. (По этому поводу мы обратимся к я «Книге заповедей» Цемах-Цедека, в начале заповеди веры в Б-га).

В любом случае из этого анализа следует, что мы должны предложить другое прочтение мнения РАМБАМа. И, необходимо заранее задать серьезные вопросы: 1) Почему РАМБАМ опускает законы, касающиеся изготовления Ковчега7? 2) Как Йошияу позволил себе убрать Ковчег с того места, где детям Израиля было велено поставить его8, чтобы спрятать? И Талмуд (в трактате «Йома» 52б) доказывает, что он не получил запрета на это, но опасался, что после этого он будет доставлен в Вавилон через какое-то время?

Чтобы ответить на все это, мы можем, прежде всего, отметить, что эпизод Йошияу доказывает, что стихи9 должны быть истолкованы10 в соответствии с их буквальным значением. Таким образом, изготовление Святого Ковчега и помещение его в Святая Святых не имели иной цели, кроме исполнения условий стиха: «Я явлюсь вам там». Когда это было установлено и это раскрытие стало окончательным, после этого больше не было заповеди, чтобы сделать Ковчег.

Примечания:
1) Однако это не так, согласно комментарию «Минхат Хинух» к заповеди 95, в котором говорится о Скрижалях Завета, как сказано в главе «Трума» 25:16: «И положи завет на Ковчег». Точно также стих «Млахим» I 8:9 говорит: «В Ковчеге есть только две Скрижали Завета». В первом Храме Святой Ковчег хранился вместе со Скрижалями во времена правления Йошияу, но во втором Храме их не было. На самом деле, для чего он мог быть использован, когда Скрижали были спрятаны? Кроме того, не было заповеди для создания Ковчега, и его присутствие не было непременным условием. По общему признанию, это действительно один из аспектов заповеди, но некоторые из этих аспектов не являются существенными. «Кинат Софрим» по «Книге заповедей» в десятом источнике и в предписании №33 интерпретирует совет РАМБАМа таким образом. См. также «Ликутей Сихот» том 26, на странице 177, комментарий рава Перла к этой ссылке, на странице 199б-в и Талмудическую энциклопедию, раздел «Ковчег» в конце.
2) Согласно, в частности, «Минхат Хинух» и «Кинат Софрим», приведенным ранее, Святой Ковчег сделан для Скрижалей Завета, которые там помещаются, даже если этот Ковчег должен находиться в Святом Святых. Однако это не так, согласно толкованию, данному здесь. Наоборот, Скрижали Завета помещены в Ковчеге не для себя, а для святости этого Ковчега. Таким образом, Ковчег сделан исключительно для того, чтобы быть вместилищем откровения Шхины, и тот факт, что там помещены Скрижали Завета, является лишь другим аспектом, характеризующим его. Таким образом, мы должны фактически принять это толкование, потому что, если мы определяем Ковчег не только как инструмент Божественного раскрытия, но и как место Скрижалей Завета как таковых, он должен был быть включен в исчисление заповедей как «конкретное действие», так же как строительство Храма является частью этой заповеди, потому что там приносятся жертвы, например, как было сказано, точно так же, как есть заповедь носить Ковчег на плечах или даже запрет, согласно которому: «Снимать не будем».
3) «Книга заповедей», запрет №86 и «Законы о храмовых инструментах» 2:13.
4) Это мнение РАМБАМа. РАМБАН, с другой стороны, считает эту обязанность возложенной на левитов. См., в частности, «Ликутей Сихот» том 21, стр. 160 и примечание 35, том 18, стр. 194 и примечание 71, том 19, стр. 316, том 28, со стр. 49.
5) Согласно этому объяснению, даже если есть предписание совершить «конкретное действие», которое мы не можем определить с помощью других заповедей, общий объем которых охватывает всю Тору и все заповеди одновременно, это не является частью счета заповедей. Поэтому здесь говорится, что этот вывод трудно принять. В самом деле, какое значение имеет этот общий охват? Это действие, за которое мы получили запрет, и мы не вычитаем его из других заповедей. Общий запрет не засчитывается, потому что: «Б-г не просил делать только то, что мы уже знаем» через другие заповеди. Кроме того, когда действие является «конкретным», как в данном случае, даже если оно имеет общий масштаб, оно должно быть отражено в счете заповедей. Сказанное здесь, по четвертому источнику, позволяет понять, что это не так, но тем не менее остается трудно допустить. Однако этот момент не будет здесь развиваться, и мы обратимся по этому поводу к «Ликутей Сихот» том 4, на странице 1131, на страницах 1144 и 1145, а также в примечании 5.
6) «Книга заповедей», предписание №1 и начало «Законов основ Торы».
7) См. «Ликутей Сихот» том 11, стр. 118, примечание 24.
8) Согласно стиху «Трума» 26:33.
9) Это не означает, что мы выводим новый закон из поведения Йошияу. Это лишь раскрытие того, что уже было установлено заранее, как указано в трактате «Баба Кама» 2б. Таким образом, стихи, относящиеся к изготовлению Ковчега, действительно следует толковать буквально.
10) Речь идет о стихе «Трума» 25:10 и следующих стихах: «Они сделают Ковчег из дерева Шитим… и положишь в него Скрижали, которые Я дам тебе… и в Ковчег положишь свидетельство, которое Я дам вам, Я открою вам Себя оттуда».

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 620 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter