…находящихся в Храме, место которых было именно в самом здании Храма («эйхаль»), куда не каждый мог зайти1, а время зажигания было днем2.
И в дни Матитьяу сына Йоханана, первосвященника3 и т.д. когда жертвовали своими жизнями ради освящения Имени Всевышнего, настоящего единства в словах «всей своей душой», даже когда забирает твою душу4 — произошло чудо и из-за этого нам были заповеданы ханукальные светильники, заповедь которых — в зажигании каждым и каждой5 (душа) и на пороге своего дома снаружи (мир) и именно в то время, когда зашло солнце (год).
И как во всех этих вещах, также в изучении внутренней части Торы — масла Торы, которая поначалу была скрыта от всех еврейских мудрецов, а ее знали только избранные. И хотя это было очень скрыто и не прилюдно, (но) в этих последних поколениях существует заповедь раскрывать это6 — в дни АРИЗАЛа и т.д. — и до освобождения 19 Кислева — когда начался основной этап в распространении источников хасидизма наружу, пока каждый не поймет и постигнет то, как Всевышний наполняет и окружает все миры7 и т.д.
И да будет угодно, чтобы это делал каждый из нас, во всех трех аспектах: 1) в форме распространения, 2) в самих источниках и 3) пока они также не достигнут снаружи.
И с жизненностью и светом, продолжая добавлять увеличивать свет.
С благословением веселого праздника Ханука,
М. Шнеерсон
* * *
Что касается Вашего замечания об уважении к родителям праотца Авраама — «чтобы не сказали» в комментарии РАШИ (глава «Ноах» 11:32). То есть, это претензия народов мира. И не может быть, чтобы они спросили, почему Авраам не соблюдал Тору перед тем, как она была дана. И это понятно.
Примечания:
1) Трактат «Келим» 1:9.
2) См. трактат «Псахим» 59а, 58а в начале. И см. РАМБАН к «Шмот» 12:6.
3) «Исправление... в эти восемь дней и т.д.» («При Эц Хаим», врата «Ханука»).
4) «Црор а-мор» (гл. «Ваэтханан» 6:4).
5) ТУР и «Шулхан Арух», раздел «Орах хаим» в конце п. 678. И см. прим. 2 в конце брошюры «Трактат „Благословен Тот, кто сделал чудо“» Цемах-Цедека [и в «Книге обычаев», стр. 69].
6) «Святые послания», п. 26.
7) Беседа 19 Кислева 5668 года («Торат Шолом», стр. 112 и далее).
8) См. письмо (напечатано выше, том 5, письмо №1262) от кануна новомесячья Кислева 5712 года (напечатано в конце брошюры 19 Кислева — на иврите — стр. 30 и далее).