3) Если вынужден думать об этих премудростях в том месте, где нельзя думать о написанном в Торе, когда закон обязывает размышлять о подсчетах и т.д. (см. комментаторов на «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим» 85 в начале). И нужно сказать, что это включено в смысл написанного в мидраше («Дварим раба» 8:6), когда спросили Шмуэля: «Ведь ты астролог?» и он ответил: «Я смотрел только когда был в туалете». Это также исполнение заповеди, но исполнение негативное.
4) Когда человек изучает Тору или желает исполнить заповедь, но невозможно это из-за отсутствия знания этих премудростей и тогда он восполняет этот недостаток. И как сказано, что Рав жил 18 месяцев среди пастухов (трактат «Санедрин» 5б), чтобы понять какой дефект у животного постоянный, а какой нет. Это — не изучение Торы и не исполнение заповеди, но подготовка к ним. И возможно изучение законов идолопоклонства и колдовства раввинским судом относится к этому способу.
5) Ухищрения — если это необходимо, но не более того — для того, чтобы добыть пропитание (см. «Путь твоей заповеди» Цемах-Цедека 104б) или когда человек делает из самих этих премудростей средство для заработка — это подготовка к тому, что разрешается Торой.
* * *
И вот, все что мы видели в Торе и словах мудрецов о людях, занимающихся изучением нееврейских премудростей, обо всех нужно сказать, что это было согласно одному из перечисленных способов. И нет нужды задавать вопрос об этом, как они занимались этим, и объяснять, что это по одной из причин выше — так как это просто и понятно. Если хотите — это написано в Торе, хотите — в высказываниях мудрецов, хотите — в повседневной жизни.
И то, что задает вопрос Алтер Ребе о учебе РАМБАМа и т.д., который пишет ясно, что он изучал нееврейские книги (и тогда, это не по 1-му способу), то основное его возражение не относится к тому, что он изучал книги по идолопоклонству (как сказано в книге «Наставник колебающихся» там) или к тому, что он изучал книги греков (как сказано в «Законах об освящении месяца» в конце гл. 17), так он посредством этого объяснил смысл заповеди расчет освящения месяца и т.д. И тогда это второй способ — и основное возражение относится к изучению других видов премудростей, как медицины по книгам Галинуса и т.д. И нельзя сказать, что это нужно было для заработка, так как он изучал это в то время, когда находился с семьей на содержании у брата, как это видно из письма РАМБАМа. И также РАМБАН был специалистом во многих видах премудростей и не использовал их для заработка.
И объяснение это шестой способ.
* * *
6) Разрешается изучать светские науки до того, как обнаружилось, что это необходимо для лучшего понимания Торы, если человек обладает способностью использовать впоследствии эти познания для служения Всевышнему или изучения Торы.