№551
С Б-жьей помощью
18 Кислева, 5710 года.
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Йерухам Лейнер
Мир и благословение!
Я получил Вашу статью, озаглавленную «Гаон из Вильны, человек раскрытой и тайной частей Торы».
Чтобы выразить свою признательность, я сделаю несколько замечаний в соответствии с порядком страниц. Наши мудрецы, в самом деле, говорят о договоре («Бава Меция» 84а): «Он заметил, что изученное подкрепляет вашу позицию... Он сказал ему: каждый раз, когда я цитировал учение, оно поднималось... к которому я привел... Как вы думаете, разве я не знаю, что мое учение правильно?»
1) Стр. 168: РАДАК в своем комментарии (Шмуэль II 15:21) объясняет разницу между способом чтения Торы и способом ее написания. Он развивает то же самое объяснение во введении к своему комментарию. Читатели [газеты] «Тальпиот» — это не только ортодоксальные евреи, которые боятся Б-га и непоколебимы в своей вере. По моему скромному мнению, нельзя процитировать все, что было написано по этому вопросу великими комментаторами и еврейскими мыслителями, так же, как нельзя публиковать в периодическом издании слова Абрабанеля (из его вступления к комментарию на Ирмияу) о разнице, которую следует проводить между чтением стихов этого пророка и их написанием. Даже если кто-то обязан воспроизвести такой текст, можно, по крайней мере, добавить примечание, что это мнение не является единогласным. В этом случае то, что говорит РАДАК, фактически противоречит толкованию наших мудрецов («Недарим» 37б), которое Вы цитируете в своей статье. Мнение истинной мудрости [каббаллы] относительно разницы между чтением и написанием стихов можно найти в «Ор а-Тора» Магида из Мезричей в гл. «Корах» (цитируемой в «Ликутей Тора», в конце «Ваикра») и в «Ликутей Тора» к Песне песней, к комментарию к отрывку под названием «Ты покорила мое сердце, моя сестра, моя невеста» п. 6. Эти тексты говорят, что способ написания стиха соответствует миру мысли, которая является «скрытым миром», а способ прочтения — к миру слова, который является «раскрытым миром».
2) Страница 171. На тему, что «рабби Яаков платит», Вы обратитесь к комментарию «Тосафот» или, в конце первой главы трактата «Гитин», согласно которому это формулировка Барайты. См. также «Шомер Эмуним» р. Й. Иргаса, второе введение в конце первого предложения.
3) Стр. 174. Вы писали, что РАМБАМ знал об учении каббаллы. Нечто подобное рассказывал мой уважаемый тесть и учитель...