СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 18:13

Том 3, стр. 374

№676

С Б-жьей помощью
16 Менахем-Ава, 5710 года.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. А. Д.

Мир и благословение!

В ответ на Ваши два письма от понедельника и вторника:

1) Из беседы 12 Тамуза было пропущено примечание1. Вот оно: не следует задавать вопрос о [постановлении], что [возвращение] потерянного предмета, принадлежащего учителю, имеет приоритет над возвратом утраченного предмета своего отца (заключение второй главы трактата «Бавы Меция»), а также [из утверждения], что «учитель имеет преимущество перед отцом во всех ситуациях» (в конце трактата «Критот»). В этих случаях, однако, причина в том, что человек обязан уважать [своего учителя], и в этом отношении важно то, что [его учитель] приносит ему [больше] блага [чем его отец], ведь частичное благо в мире грядущем2 превосходит всю жизнь этого мира. Более того, ([как указано в] трактате «Критот» там), его отец также обязан почитать своего учителя.

Что касается чуда, напротив, человек произносит благословение, потому что возникновение этого чуда влияет и на него. В этом контексте важна связь между [отцом и сыном]. И в этом связь между отцом и сыном более очевидна [чем связь учителя и ученика]. Это легко понять.

2) Относительно Вашего вопроса, касающегося высказываний ШЛО в разделе «Врата букв»3 (100б) — я поражен тем, что Вы считаете новой идеей. Во время нашего разговора, я предложил Вам взглянуть на сочинения РАМБАНа («Берейшит» 31:35; «Ваикра» 18:19), где упоминаются концепции, подобные тем, которые изложены ШЛО.

3) Ваш [аргумент], пытающийся поддержать запрещение [мужу] касаться [его жены, когда она находится в состоянии «нида»], из-за понятия ритуальной нечистоты, а не из-за того, что это может привести к близости, недопустим. Если бы это было проблемой, вопрос был бы более серьезным.

[Что касается] внешнего вида жены, в состоянии «нида»4, (хотя [ее муж] не видит ее), прямо говорится: Тора вообще не запрещала этот вопрос. Действительно, верно обратное. Мудрецы усердно заботились о благополучии дочерей Израиля и по этому [вопросу]. Как утверждают наши мудрецы («Шабат» 61а): «Старейшины ранних поколений [утверждали, что женщина в состоянии „нида“ не должна краситься]... до тех пор, пока не пришел рабби Акива и не научил: [Если она не красится, то станет непривлекательной для своего мужа]»; см. комментарий РАШИ там5. А в трактате «Ктубот» (61а) утверждается: «[Женщина в состоянии „нида“] может выполнять [любой труд для своего мужа, обычно выполняемый женщинами]». Причина, по которой разговор разрешен, заключается в том, что, как пишет РАМБАМ в своем ответе (напечатано в издании Шлизингера «Книга святости», п. 169): «Потому что понятия ритуальной нечистоты и чистоты считаются отличными от понятий того, что запрещено и то, что разрешено раввинами».

4) Можно дать несколько объяснений, почему мудрецы не запрещали вышеизложенное, несмотря на нечистоту и грязь [которые сопровождают состояние «ниды»]: а. По мнению ШЛО мудрецы увидели, что люди не смогут вынести [какой-либо большей строгости; б. [Чтобы не вызывать] раздражения у женщин; это напоминает [концепции], изложенные [РАМО] в «Шулхан Арухе», раздел «Образ жизни» р. 886. в. В соответствии со скромностью, чтобы...

Примечания:
1) Это относится к отредактированному тексту беседы Ребе 12 Тамуза 5710 г. Там Ребе говорит о степени благодарности, предписанной после происхождения чуда, и упоминает несколько уровней: чудо, которое происходит с самим человеком, чудо, которое происходит с отцом, чудо, которое происходит с учителем, и чудо, которое происходит с другом человеком. После этого он говорит о чуде, которое происходит с Ребе, и объясняет, что оно более значимо, чем все вышеперечисленное. Обсуждаемый здесь вопрос заключается в том, что в беседе Ребе причисляет чудо, которое происходит с отцом, как более важное значение для человека, чем то, что происходит с его учителем. В вышеприведенном примечании, которое было опущено в первоначальном тексте беседы (но добавлено впоследствии), Ребе объясняет, почему, хотя обычно учителю отдается приоритет перед отцом, этот случай является исключением.
2) Который он достигает прежде всего благодаря наставлениям своего учителя.
3) Там ШЛО пишет, что женщина в состоянии «нида» излучает ауру нечистоты, которая приводит к негативным последствиям на многих планах.
4) То есть женщине разрешено одеваться привлекательно, даже если она находится в состоянии «ниды». Ребе объясняет, почему женщине разрешено красиво одеваться и общаться со своим мужем, несмотря на то, что это может привести к близости.
5) По этой причине РАШИ подчеркивает, что ей были разрешены определенные привлекательные украшения.
6) Там РАМО пишет, что в праздничные дни женщинам разрешается входить в синагогу, хотя они находятся в состоянии «нида», потому что они будут испытывать раздражение, если им будет запрещено делать это.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 710 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter