№988
С Б-жьей помощью
28 Нисана, 5721 года
Бруклин, Нью-Йорк
Вот, вообще, наши учителя перечислили среди всех выражений «не по своей воле» также и «не по своей воле ты живешь». Это значит, что жизнь не является чередой наслаждений, порой перемежаемых отдыхом и легкими состояниями дискомфорта — все это не исчерпывает понятия «жизнь». И периодически нас встряхивает так сильно, что нам приходится напоминать себе с силой и постоянством: «Ведь не по своей воле ты живёшь и все, что делает Всевышний — это к лучшему».
И см. также брошюру 59 моего уважаемого тестя и учителя (12 Тамуза 5608 года).
Но мы ясно видим, что в известной мере впечатления человека зависят от происходящего в жизни с ним самим, с какой остротой он воспринимает их и реагирует на них. И хотя даже у такого великого человека, как РАМБАМ, жизнь была полна бед и приключений, страданий и трагедий, не дай Б-г, выходящих за обычные рамки, но тем не менее его взгляд на жизнь, как это описывается в его книге «Путеводитель заблудших», был очень позитивным и оптимистичным. С другой стороны мы видели много людей, которые на первый взгляд в своей жизни достигли успеха, но несмотря на это очень редко по ним было заметно, что они довольны.
Эта разница находится в природных качествах людей. И каждому помогает в этом учение хасидизма, ведь ещё Баал-Шем-Тов провозгласил идею служения Всевышнему в радости. И это относится даже к процессу раскаяния за грехи, когда не было сомнений в том, что человек совершил нарушение и проступок, но, тем не менее, это не противоречит тому, что в его сердце должна быть радость с другой стороны, как об этом подробно объясняется в книге «Тания».
И в частности это относится к вещам, которые зависят от выбора, ведь без сомнения учение хасидизма даёт возможность найти в них также с помощью здравого смысла, какой-нибудь радостный аспект, по крайней мере в отношении исправления событий прошлого. И поэтому это должно было в большой степени уменьшить волнение, горечь и грусть, наступающих в результате этих событий. И см. в книге «Тания» гл. 26.
И уже обещали в книгах наших учителей, см. «Святые послания» п. 22: «И тогда также и Всевышний одарит его благом и позволит ему увидеть свет лика Своего; Его любовь к человеку, которую раньше последнему было трудно осознать, так как она была скрыта за очевидной суровостью посылавшихся ему наказаний, найдет свое выражение в очевидной доброте к нему. И источник страданий, посылаемый свыше, превратится в источник услады для нас, и пусть никогда больше не вершится Суд Небесный над людьми».
Несмотря на то, что мы слышали от моего уважаемого тестя и учителя в одном из его выступлений о том, что там идёт речь в начале о том, что «как добрый, мудрый и справедливый отец наказывает своего сына и т.д.» И он объяснил, что не сказано там «и милостивый», как...