Особое внимание стоит обратить на упомянутые во вступлении к данной брошюре ссылки на книги, где объясняется смысл понятия «высшего раскаяния». [В котором и выражается главное достоинство совершающих раскаяние людей, о чем говорится в (книге «Тания»), в конце восьмой главы раздела «Послание о раскаянии]. В тех книгах отмечается, что «высшее раскаяние» подразумевает вовлечение всех сил и свойств души каждого конкретного человека1. А совершаемое в эти дни (между Рош а-Шана и Йом-Кипур), оно охватывает также и все без исключения части единого организма еврейского народа, (говоря языком Торы), от «глав колен ваших» до «водочерпиев ваших». Ибо «И стал он (здесь: Всевышний) в Йешуруне королем» (в день коронования, Рош а-Шана) тогда — когда «собирались главы народа — вместе колена Израиля»2.
Достоинство же «высшего раскаяния» необычайно велико, в особенности — в нашу эпоху. Ибо в то время, когда существовал Санедрин (Синедрион), действовало правило, согласно которому суд людей не имел права оказать помилование раскаявшимся преступникам, которые заслуживали смертного приговора. Но теперь же, когда смертный приговор (в исполнение не приводится) и существует лишь в теории, а само рассмотрение дел, связанных со столь тяжкими преступлениями, передано (Всевышним) в юрисдикцию Суда Небесного, последний полностью амнистирует человека, совершившего раскаяние, и стирает след3 от содеянного им ранее. [См. (Талмуд), трактат «Макот» 13б, а также респонсы «Известный в Иудее», первое издание, раздел «Образ жизни», гл. 35].
(Более того), даже искупление, даруемое человеку в Йом-Кипур, имеет определенные ограничения. Так, мудрецы установили, что его не удостаивается нарушивший запрет Торы не в полном объеме. А еще, согласно одному из мнений, Йом-Кипур не освобождает от наказания того, кто (вынужден) понести его не за собственное нарушение закона Торы, (а за грех родителей). [См. (Талмуд), трактат «Критот» 18б и комментарий «Тосафот» на «Критот» 7а].
Однако все ограничения эти не имеют силы над тем, кто совершает истинное раскаяние, кто становится «баал тшува».
Да будет же на то воля Всевышнего, чтобы каждый из нас без исключения увидел, как воплощается в жизнь то традиционное благословение, которым одарял мой тесть и учитель тех, кто накануне Йом-Кипура, после полудня, приходил к нему с этой целью: «Да пробудит же Всевышний в самой глубине сердец стремление к истинному раскаянию!»
И да удостоимся мы увидеть исполнение обещанного: «Как только совершает еврейский народ раскаяние — тотчас же4 обретает свободу!»
Пусть же будет дарована и Вам, и мне «окончательно подписанная и скрепленная печатью» (запись в книге жизни на хороший и сладкий год)!
Менахем-Мендель сын Ханы Шнеерсон
* * *
1) «Послание о раскаянии» в конце гл. 10.
2) «Ликутей Тора» в начале гл. «Ницавим».
3) Это возможно именно с помощью «Шулхан Аруха» (см. «Тания» в конце гл. 7, «Послание о раскаянии» в конце гл. 2). И на основании этого становится понятной связь со словами РАМБАМа («Законы о раскаянии» 7:6): «...любим и т.д. Так и т.д. что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников, Он говорит и о приближении раскаявшихся» — раскаяние, при котором грехи превращаются в заслуги.
4) РАМБАМ в «Законах о раскаянии» 7:5. «Послание о раскаянии» гл. 11.