16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

Игрот Кодеш. Том 7, стр. 357

Выбор той или иной интерпретации имеет конкретное значение. Согласно первому, ребенок не совершает проступка, нарушая запрещения Торы (так как об этом предупредили именно взрослых, возлагая на них в различных местах ответственность за этого ребенка) и к ребенку это совершенно не относится. Для него это дозволенный поступок. Поэтому ему не нужно сожалеть о содеянном и искать искупления (хотя можно усомниться в таком утверждении, если принять во внимание сказанное в трактате «Йевамот» 48б, у ЯАБЕЦа и в «Аават Эйтан»). Однако ничего подобного нельзя сказать, если выбрать вторую интерпретацию.

И тогда — есть закон («Шулхан Арух», раздел «Образ жизни» в конце главы 343), что взрослому человеку полезно совершить искупление за ошибки, которые он совершил в детстве. Этот принцип также применяется в тех случаях, когда он четко не оговорен, как говорит РАМБАМ в «Законах о запрещенных связях» 17:3 и в «Законе обетов» 4:11 и как указывают там комментаторы — см. объяснения первых мудрецов по трактату «Кидушин» 19а — где находится доказательство второй интерпретации.

Кроме того, изучение Торы, как и все другие заповеди, не только касается детей, а более того, Тора делает это обязательным (и возлагает ответственность за изучение Торы на отца или учителя, который должен) обучать ей детей. Фактически, изучение в целом напрямую связано с этим обязательством, потому что наши мудрецы утверждают («Кидушин» 29б), что заповедь — обучать кого-то самому Торе, когда другие обязаны это делать. И можно считать, что это не просто указание, а причина, объяснение. С этой точки зрения изучение Торы в целом не только связано, но даже зависит от предписания «И научи этому своих детей».

Помимо всего этого, заповедь обрезания имеет особенность. Во-первых, она касается детей, и Тора обязывает их выполнять ее, как и заповедь изучения Торы.

Более того, заповедь изучения Торы возлагается на детей только по мере их взросления, по крайней мере, отчасти. К тому же ее можно выполнять даже в отсутствие маленьких детей. В самом деле, заповедь «И ты научишь этому своих детей» можно применять и к взрослым детям, так как это относится ко всей Торе, а Талмуд изучается только с пятнадцати лет [поэтому этому нельзя научить маленьких детей].

По-другому обстоит дело с обрезанием, которое касается именно ребенка, даже самого маленького, вскоре после рождения. Фактически, наши мудрецы спрашивают («Нида» 31б): «Почему Тора требует совершить обрезание ребенку в восемь дней», а не до этого?

Эти различия можно объяснить следующим образом. Ребенок, вырастая, обязан выполнять на практике все заповеди. Поэтому перед этим он должен изучить Тору, которая позволяет ему знать, что следует делать. И только незадолго до совершеннолетия он может подготовиться к этому. И так как необходимость этого возникает только со стороны практического аспекта, то возможность изучения Торы в совершенстве есть только у взрослых.

Иначе обстоит дело с обрезанием, которое представляет собой союз, заключенный с Творцом с целью ослабления физического притяжения и стремлений (см. «Наставник колеблющихся» том 3 в конце главы 49, как цитирует рабейну Бахья в конце гл. «Лех леха»). Именно тогда божественная душа входит в тело (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, последнее издание, в конце гл 4, а также см. беседу под названием «Я — моему возлюбленному» 5709 года).

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 392 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter