№2411
С Б-жьей помощью
14 Швата, 5714 года
Бруклин
Уважаемый хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Ицхак-Залман Познер1
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашей просьбы о благословении и Всевышний пошлет успех и из этого маленького зернышка вырастут большие и прекрасные плоды.
И в отношении использованного мной слова «маленький», я не имею в виду количество, ведь мы ясно видим даже в материальном мире, что количество не играет особой роли, а качество. И зто одно из указаний последних открытий в области атомной физики, когда самая минимальная частица (атом) может уничтожить целый город. И ведь если мера блага — множественней, чем и т.д., то тем более это справедливо в отношении силы человека, скрытой в материальности простого человека, которую нельзя сравнить, как нельзя сравнить конечность и бесконечность, с тем, что скрыто в самой малости духовности. И уже не говоря о самой малости божественности, которая находится в каждом еврее и еврейке.
Только как в приведенном примере требуется встряска для того, чтобы извлечь на поверхность скрытые силы, так и в отношении духовности и даже божественности, которая находится в скрытом виде в мире, чтобы ее искали. И известно объяснение слов2 «сын мудрый радует отца», что отец прячется от сына, чтобы тот искал его. И также известна история об одном еврейском мудреце, который увидел своего маленького внука во время игры в прятки со своими сверстниками. И когда его внук спрятался от другого мальчика, а тот пошел по своим делам, то ребенок начал плакать — он ведь спрятался, а его не ищут. И такова, хотя это совершенно несравнимо, мораль этой истории, что очевидно. И ответственность каждого в нашем поколении намного больше, так как уже нет необходимости искать, а только опубликовать о том, что уже наличествует. И тогда мы видим божественность в явной форме, в частности, когда речь идет об ученике моего уважаемого тестя и учителя, который идет его путям в повседневной жизни в области мысли, речи и практического действия.
Ожидаю добрых вестей после положительных действий и не только в отношении тех вещей, которые можно ожидать также и не от хасида, а и тех, которые мой уважаемый тесть и учитель ожидал увидеть в каждом своем ученике.
Примечания:
1) Другие письма к нему — выше, том 7, письмо 2027 и в примечаниях там.
2) Мишлей 10:1.