…на месте упокоения моего тестя и учителя…, то упомяну Вас на скорейшее исцеление. И Всевышний удостоит каждого из нас сообщить друг другу только добрые вести.
И я хочу использовать эту возможность, полагаясь на высказывание наших учителей, что подстегивают тех, кто и сам по природе расторопен, для напоминания об известной и очевидной вещи — необходимости в том, чтобы каждая йешива и учебное заведение старались как можно больше внедрить в своих учеников идеи богобоязненности не только с помощью мер контроля за поведением, но с гармоничным процессом обучения [который сам по себе улучшает дисциплину]. И так как по своей природе ученик йешивы во всем просит объяснений, а не довольствуется просто указанием, поэтому необходимо обучить его соответствующим образом. И из этого следует вывод, что во всех йешивах нужно ввести изучение этики или хасидизма.
И вот, одно из различий между изучением этики и хасидизма в отношении вышесказанного состоит в том, что нравоучительный стиль вообще принижает и, следовательно, давит на ученика, а изучение хасидизма поднимает человека и вызывает в нем расширение (хотя, разумеется, есть темы в этике, которые приводят к радости и расширению, а также есть темы в хасидизме, которые приводят к смирению и самоумалению). Но при изучении хасидизма гораздо легче достигнуть любви ко Всевышнему и страху перед Ним, как это объясняет РАМБАМ в «Фундаментальных законах Торы», что с помощью размышлений и т.д. можно прийти к любви и страху.
И так как Вас удостоили с Небес и назначили главой йешивы и наделили влиянием на многих ребят и молодых людей, то также без сомнения дали для этого силы в соответствии с требованием времени для оказания влияния на людей, чтобы привлекать их к изучению хасидизма.
И, разумеется, нет необходимости объяснять Вам то, что несколько поколений назад в йешиве можно было обойтись без нравоучений, так как и улицы были наполнены богобоязненностью, но эта ситуация изменилась за два предыдущих поколения, когда в мире начали распространяться отрицательные веяния и они стали проникать также и в стены йешив, и поэтому в учебный процесс в йешиве внедрили изучение этики. А в нашем (последнем) поколении полного мрака есть отличие, что нельзя выполнить свою обязанность только с помощью изучения этики, нужно каждому религиозному еврею изучать также и внутреннюю часть Торы, которая в святой книге «Зоар» называется «душа Торы», чтобы с помощью этого защищать изучение открытой части Торы и обеспечивать молодежи в нашем поколении прийти к любви ко Всевышнему и страху перед Ним согласно сказанному выше. И уже известно постановление АРИЗАЛа, что именно в нашем поколении есть заповедь раскрывать эту мудрость (имеется в виду внутренняя часть Торы).
С уважением и благословением на скорейшее исцеление.