См. предисловие рабби Хаима Витала к «Вратам предисловий», и с этим согласны во всех еврейских кругах, а не только среди хасидов, и как пишет об этом также Виленский гаон1 (в его книге «Эвен Шломо», как мне кажется).
С уважением и благословением хорошей записи и подписи.
№2887
С Б-жьей помощью
1-й день новомесячья Элула, 5714 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо, в котором спрашиваете по поводу сказанного в некоторых местах в хасидизме о Высших идеях с помощью использования примеров с человеческой душой, ведь ни одна мысль не может постигнуть Его и т.д. Так что можно говорить о нас, когда у нас нет никакого понятия в тайных делах.
Вот, объясняется об этом подробно в «Сборнике по изучению хасидизма», который написал мой уважаемый тесть и учитель в ответ одному человеку, который спросил его такой же вопрос, как и Вы. И там найдете ясные объяснения, а главное, что как в исполнении всех заповедей это возможно только с помощью принципа «сначала исполни, затем поймешь» (это объяснили как «понимание», так как с помощью выслушивания в буквальном смысле невозможно сделать что-то до того, как услышал, что именно нужно делать). Ведь также в отношении заповеди изучения Торы в частности, которая равноценна всем заповедям, должно быть выполнение перед выслушиванием, то есть изучение на практике, хотя на данный момент он не понимает необходимости изучать и т.д. И я подчеркиваю слово «понимает», так как без сомнения он знает всю важность изучения внутренней части Торы — учения хасидизма, в особенности в нашем поколении, когда в дополнение к сказанному в книге «Зоар» III 124б, что с помощью этой учебы «евреи будут освобождены из изгнания с милосердием», еще объясняется в предисловии рабби Хаима Витала к «Вратам предисловий», что уклонение от этой учебы и, понятно, что также и уменьшение этой учебы увеличивает время изгнания и не только изгнания еврейского народа, но также самого Божественного присутствия. И когда каждый из нас задумается над тем, что своим уменьшением изучения внутренней части Торы он вызывает, не дай Б-г, задержку Божественного присутствия, а также и еврейского народа, души в телах, еще на одну минуту в изгнании и непроглядной тьме, то встанут волосы на его голове от возложенной на него ответственности в аспектах, которые зависят от изучения внутренней части Торы. А в отношении всех имеющихся у него вопросов, известно…
Примечание:
1) См. об этом «Ликутей Сихот» том 18, стр. 252.