Игрот Кодеш. Том 9, стр. 5

…хасидизма, а также в раскрытой Торе. И начинать с возражений и вопросов не является правильным путем изучения какой-либо части Торы. Только лишь после соответствующего изучения предмета Торы и приобретения каких-либо знаний есть место задавать вопросы, или, более правильно, не вопросы, а выяснение аспектов, которые непонятны на первый взгляд.

Тем не менее, я полагаюсь на вашу «презумпцию невиновности» («хезкат кашрут») и на то, что вами движут наилучшие побуждения — и подтверждение этому, что вы, по всей видимости, помогаете в издательстве книг о внутреннем смысле Торы — таких как «Зоар», «Тикуней Зоар» и т.д. Поэтому, я все-таки решил вам ответить:

Вопрос:

В письме моего тестя и учителя, напечатанном в хабадском журнале (выпуск 4, стр. 37), он объясняет разницу между путем изучения Торы хасидом и миснагедом. Оба они учат внимательно, оба стараются найти ошибку и трудятся над тем, чтобы ее исправить. Разница лишь в том, что хасиды знают, что написанное в книге — это добро и правда, а ошибка лишь в них самих и в их понимании, а миснагед доказывает, что его знание и доказательство — это правда, а ошибка находится в книге и т.д.

И удивлен он этому объяснению, как можно сказать на больших миснагедских раввинов, что их учеба велась подобным образом.

Ответ:

Чтобы все это понять, нужно объяснить еще более резкие слова которые приводятся в книге «Пардес» р. Моше Кордоверо, а также в «маамаре»1 (по всей видимости, Алтер Ребе) о том, что каждый, кто не учит мудрость каббалы, называется «апикорес» («вероотступник»). И объясняют в «маамаре», что, несмотря на то, что он пока не является апикоресом, но если он исследователь по своей натуре, то, в конце концов, это приведет его к вероотступничеству. Ведь по исследованиям философов невозможно создание мира со всем множеством его деталей из простого единства, а потом управление ими так, чтобы в этом единстве не было никакого изменения. И, в конце концов, он придет к мнению отступников, ибо только в тайнах учения Каббалы можно найти ответ на этот вопрос в соответствии с нашей святой верой. И это объяснение того, что написано в книге «Пардес».

И вероятно имеется в виду то, что написано в книге «Пардес» врата Алеф, гл. 9. И так сказано: «кофер» («вероотступник») (о разнице см. РАМБАМ, «Законы о раскаянии» гл. 3), но кроме того, что в этом отрывке…

Примечание:
1 «Сефер маамарим» Алтер Ребе 5570 года, стр. 53. Идеи, стр. 335.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 4892 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter