СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-19 06:36

Урок 5. Пример с учителем и учеником

Продолжение ответа на вопрос о необходимости первого сокращения света. Соответствие примера (с учеником и учителем) и того, что иллюстрирует этот пример.

835 (0) мин.

1. После того как был приведен пример с УДАЛЕНИЕМ ЛУЧА для образования сосудов, следующим этапом объяснения приводится пример с учителем и учеником. И необходимо понять какую идею этот пример иллюстрирует.

Можно предположить, что этот пример не является продолжением идеи удаления ЛУЧА ради появления сосудов, а является продолжением общей идеи, что БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА будет светить в мирах. То есть, несмотря на то, что перед СОКРАЩЕНИЕМ не было у миров возможности принять БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, так как они ограничены, а свет — безграничен, но после сокращения света, в результате служения творений — смогут его принять. Об этом — пример с учителем и учеником: несмотря на то, что ученик может принять лишь малую часть разума учителя, тем не менее, впоследствии — сможет постигать все больше и больше, вплоть до глубины разума учителя.

Но этот пример не относится к идее удаления ЛУЧА, в результате которого возникает возможность появления сосудов.

И это также видно из выражения ЭССЕ, где до того как приводится этот пример, сначала завершается объяснение идеи ЛУЧА и СОСУДОВ. А после этого написано: «Подобно этому вообще в БЕСКОНЕЧНОМ СВЕТЕ ТВОРЦА, перед СОКРАЩЕНИЕМ, после того как образовались миры, они могут принять этот свет. Примером этому служит влияние разума от учителя к ученику…» То есть, прежде чем привести этот пример, возвращаемся к общей идее ЭССЕ — раскрытию «БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА, предваряющего СОКРАЩЕНИЕ» в мирах (а не раскрытие ЛУЧА в СОСУДАХ). И подобно этому, вслед за приведенным примером, когда продолжает объяснение иллюстрации, сказано: «С помощью этой аналогии становится понятным, что после образования миров и освещения их светом ЛУЧА… могут впоследствии принять также и свет, который выше раскрытия ЛУЧА».

Таким образом подчеркивается, что этот пример приводится в отношении света, который выше ЛУЧА (а не в отношении раскрытия ЛУЧА в СОСУДАХ). Из всего этого следует, что идея этого примера не относится к возникновению СОСУДОВ после УДАЛЕНИЯ ЛУЧА. Однако, тогда возникает проблема: почему все эти идеи приводятся друг за другом, на первый взгляд, если пример с учителем и учеником относится только к общей идее ЭССЕ (раскрытие БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА в мирах, а не раскрытию ЛУЧА), то почему же прерывается между ними аналогией с осуществлением сосудов после УДАЛЕНИЯ ЛУЧА. (Несмотря на то, что это не такая уж сильная проблема, все-таки необходимо объяснение, так как сама последовательность этих идей указывает на отношения между ними).

Также требуется углубленное рассмотрение того факта, что после того, как приводится идея раскрытия ЛУЧА в СОСУДАХ в качестве аналогии идеи раскрытия БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА в мирах, понятно, что эти идеи относятся друг к другу, вплоть до того, что можно учить одну из другой.

Это указывает на то, что это два этапа или две ступени одной идеи: в начале необходимо возникновение СОСУДОВ в такой форме, что они могут принять раскрытие ЛУЧА, после этого принимают также безграничный БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА, который выше ЛУЧА (а посредством сосудов это раскрытие привлекается в миры).

Это также понятно из ЭССЕ «Сидящие в садах», где говорится: «Подобно известному об идее СОСУДОВ, а также, даже если бы изначально остался свет ЛУЧА, не было бы возможным возникновение сосудов. Тем не менее, после возникновения СОСУДОВ они могут принять раскрытие света ЛУЧА… подобно этому также в отношении света ЛУЧА, именно посредством него происходит раскрытие БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА».

То есть две вышеуказанных идеи (раскрытие ЛУЧА в СОСУДАХ и раскрытие БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА в СОСУДАХ и в мирах) являются не двумя различными идеями, а двумя ступенями одной идеи, так что можно учить одну из другой.

В отношении примера с учеником и учителем необходимо сказать, что он относится также к первой ступени (УДАЛЕНИЕ ЛУЧА) поскольку, в общем-то, это одна идея.

И на самом деле объясняется в ЭССЕ «Ибо знаю его», основанном на ЭССЕ 5666 года, и так там сказано: «И вот необходимо понять и объяснить идею каббалы, что миры могут принять также свет, наполнявший место ПОЛОСТИ, и также сосуды могут принять свет ЛУЧА, что станет понятным на примере влияния от разума учителя к ученику…». То есть пример иллюстрирует две идеи: возможность СОСУДОВ принять свет ЛУЧА, так и идею возможности миров принять свет ЛУЧА.

Теперь необходимо разобраться, что есть общего между двумя этими идеями, объясняемыми посредством одного примера.

Основы объяснения таковы: идея СОСУДОВ — принимать, и также идея миров в отношении БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА — принимать. В этом равны две этих идеи иллюстрируемые примером с учителем и учеником, так как содержанием примера является объяснение возникновения принимающего начала...

Языком каббалы это называется РАСПИЛОВКА («РАСПИЛОВКА»), содержанием которой является идея возникшего вновь существования принимающего начала. Из этого следует, что первое СОКРАЩЕНИЕ является идеей РАСПИЛОВКИ, в ее первичном корне.

Краткое содержание. Доказывается, что пример относится к обеим идеям — как к раскрытию ЛУЧА в СОСУДАХ, так и к раскрытию БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА, что обязывает, в свою очередь, наличие определенного равенства между ними. Чем является идея возникновения границ принимающего начала.

2. Для дополнительного объяснения приведем отрывок беседы Ребе Короля Мошиаха на главу «Ваэра» 5752 г.:

Объясняется в книгах по каббале, что каждый Рош а-Шана происходит аналогичное тому, что сказано: «И навел сон… дремоту… и заснул, и взял одну из его сторон… и построил сторону… женщину». Поскольку мужчина и женщина возвращаются к положению быть в аспекте «обратная сторона к обратной стороне», как было вначале творения, когда «они были созданы двумя лицами, мужчина спереди, женщина сзади. Для того чтобы вернуться и быть в положении лицом к лицу, должна быть РАСПИЛОВКА, подобно тому, что сказано «и взял одну из сторон его… поскольку был создан с двумя лицами в первом сотворении, а после этого они были разделены. Но перед этим должен быть сон, УДАЛЕНИЕ жизненности для нужд построения МАЛХУТ, чтобы он обратился и объединился лицом к лицу.

Понятно отсюда, что выше описанная идея МАЛОГО ЛИКА и МАЛХУТ состоящая в том, что должен быть силук — УДАЛЕНИЕ, для того чтобы стало возможным построение МАЛХУТ, относится также к ее первичному корню. То есть, для того, чтобы был построен МАЛХУТ Эйн Софа в форме отдельного существования, прежде должно быть УДАЛЕНИЕ в ступенях БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА, которые выше МАЛХУТ.

Когда говорится МАЛХУТ БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА — есть несколько вариантов понимания того, что имеется в виду. Иногда имеется в виду общность света относящегося к мирам («ашаара бэ коах» — переводится как определение силы для будущего влияния). Иногда имеется в виду последняя из десяти «скрытых сфирот», в которой в частности уже есть «свет и сосуды». Что же касается нашего рассмотрения, это то, что остается после удаления света в результате первого сокращения света, аспект МАЛХУТ от МАЛХУТ БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА. Чем являются буквы ОТПЕЧАТКА, То есть когда происходит выстраивание букв ОТПЕЧАТКА (сила ограничения, которая в БЕСКОНЕЧНОМ СВЕТЕ) в аспекте отдельного существования; в отличие от состояния, когда она была включена в свет, и не была заметна сама по себе. Но, в результате удаления света, отделяется сила ограничения от аспекта света (сила безграничного) быть в аспекте отдельном — отдельной линией влияния, не относящейся к свету (темнота противоположная свету).

Краткое содержание. РАСПИЛОВКА является идеей строительства МАЛХУТ (То есть принимающего начала в автономное существование, отделенного от принимающего начала).

3. Известно, что смысл РАСПИЛОВКИ заключается в том, что посредством нее МАЛХУТ стала отдельным ЛИКОМ. Тогда возникает возможность объединения МАЛОГО ЛИКА и МАЛХУТ лицом к лицу. То есть, что МАЛХУТ стал сосудом для принятия влияния от МАЛОГО ЛИКА внутрь него.

На основании этого необходимо объяснить всю идею первого сокращения света в этом свете. То есть намерение сокращения света является осуществление раскрытия идеи принимающего начала. Поскольку до сокращения света не существовало ничего кроме раскрытия влияющего начала (БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА). Посредством сокращения света осуществилась идея принимающего — СОСУДОВ.

То есть другое существование не являющимся существованием ОТДАЮЩЕГО, а существованием отделенным, стоящим напротив ОТДАЮЩЕГО, чтобы принять от него влияние (в этом и заключается идея того, что раскрывается сила ограничения, являющегося корнем существования СОСУДОВ — принимающего начала). Однако для того, чтобы возникло существование ПРИНИМАЮЩЕГО, должно быть ОТДАЛЕНИЕ света ОТДАЮЩЕГО. Поскольку до этого (удаления) ПРИНИМАЮЩЕГО не «занимает» ни какого места у ОТДАЮЩЕГО», и само собой невозможно влияние, поскольку не существует здесь пока еще определения ОТДАЮЩЕГО и ПРИНИМАЮЩЕГО. Однако после возникновения существования ПРИНИМАЮЩЕГО ОТДАЮЩИЙ может повлиять на ПРИНИМАЮЩЕГО, который возник по отношению к нему.

Можно сказать еще более глубоко, что возникла общая идея влияния. То есть подобно тому, как до сокращения света не существовало границ ПРИНИМАЮЩЕГО, подобно этому не существовало, в самом деле, идеи ОТДАЮЩЕГО (и по определению ОТДАЮЩИЙ существует только тогда, когда есть, кому влиять). При возникновении существования ПРИНИМАЮЩЕГО изменяется весь порядок вещей, устанавливается новый порядок существования сверху вниз от ОТДАЮЩЕГО к ПРИНИМАЮЩЕМУ. Несмотря на то, что корень ПРИНИМАЮЩЕГО существовал также до сокращения света (поскольку также до сокращения света была сила ограничения), тем не менее, он не был пока еще в границах соотносящихся с существованием в аспекте ПРИНИМАЮЩЕГО, поскольку был включен в ОТДАЮЩЕГО (БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА). В этом и заключается смысл сокращения света — удалить ОТДАЮЩЕГО и дать место существованию ПРИНИМАЮЩЕГО в качестве отдельного существования (РАСПИЛОВКА).

Получается, что СОКРАЩЕНИЕ осуществляет одно действие, которое есть два. Первое — возникновение границ ПРИНИМАЮЩЕГО, и, само собой, второе, порядок влияния от ОТДАЮЩЕГО к ПРИНИМАЮЩЕМУ. В связи с чем становится еще более понятным пример с учителем и учеником, и этот пример выражает пример удаления ОТДАЮЩЕГО для возникновения ПРИНИМАЮЩЕГО и формирует обновленный порядок влияния. Для чего собственно и приводится в ЭССЕ пример первого сокращения света и посредством него легче ощутить изменения в порядке раскрытия между тем, что было до первого сокращения света, и тем, что стало после него. Само собой понятно также, каким образом миры могут принять раскрытие БЕСКОНЕЧНЫЙ СВЕТ ТВОРЦА.

Краткое содержание. Подобно тому, как в РАСПИЛОВКЕ, намерение заключается в том, чтобы было объединение, то есть влияние, также и в первом СОКРАЩЕНИИ (РАСПИЛОВКА в своем высшем корне), намерением его заключается в том, чтобы возникли границы ОТДАЮЩЕГО и ПРИНИМАЮЩЕГО.

4. Необходимо объяснить выше описанное понятие (осуществление ПРИНИМАЮЩЕГО и возникновения порядка влияния), как они иллюстрируются в примере с учителем и учеником: причиной того, что учитель должен удалить глубину своего разума для осуществления влияния, служит тот факт, что учитель и ученик не сопоставимы по уровню. Дело в том, что обычно форма влияния, когда ОТДАЮЩИЙ близок к ученику. И то, что необходимо УДАЛЕНИЕ, так это по причине того, что они не сопоставимы по уровню друг с другом.

То есть в разуме учителя нет места для существования ученика. Все время, пока он не «сжал» себя (в аспекте УДАЛЕНИЯ), нет у него «общего языка с учеником», поскольку буквы учителя выше возможности постижения ученика, так что он не поймет из них ни слова, ни полслова. Получается, что ученик не воспринимается в глазах учителя как существование, обладающее разумом. Поскольку в глазах учителя, человек, сидящий перед ним, не имеет никакого отношения к глубине его разума, и поэтому не является его учеником. Написано в книге «Сегодня — день» за 8 Хешвана: «И вот, также в ощущении мудреца простой человек вовсе не входит для него в определение человека. Это не означает, что он его аннулирует или отталкивает, поскольку это злое качество. А воспринимается его глазами, как будто нет между ними никакой связи, никакого отношения».

Чтобы смог осуществиться порядок влияния от учителя к ученику, сначала должно быть возникновение существование ученика. Однако после того, как оно уже возникло, отсюда и дальше меняется движение в деятельности учителя, и теперь порядок вещей таков: что весь свет разума (постигнутый учителем) влияет, в упорядоченной форме, к ПРИНИМАЮЩЕМУ (так, что принимается сосудом разума ученика, вплоть до того, что ученик принимает всю глубину разума учителя). А то, что до удаления не было возможности учеником принимать, это по причине того, что он еще не стал «существованием» ученика (в глазах учителя). Посредством же удаления возникают границы идеи ученика, и изменяется само собой весь порядок вещей, отсюда и дальше учитель находиться в движении влияния на ученика. И еще один момент, что посредством обильного влияния становится ученик готов к принятию все больше и больше, вплоть до того, что по прошествии сорока лет может принять всю глубину разума учителя.

Краткое содержание. Мы видим также на примере с учителем и учеником, что существуют два момента: возникновение ПРИНИМАЮЩЕГО, и затем влияние, направленное к нему. В том же, что иллюстрирует этот пример, это: возникновение сосудов, и раскрытие света в сосудах.

5. Теперь мы можем объяснить то, о чем говорится в ЭССЕ 5687 года. И как это соотносится с тем, что объясняется в нашем ЭССЕ. В ЭССЕ 5687 года объясняется необходимость удаления ЛУЧА в момент сокращения света тем, что если бы оно не произошло, то ЛУЧ был бы в «аспекте раскрытия сущности». Смысл этого можно понять на основе примера с учителем и учеником, если бы не УДАЛЕНИЕ, то пока еще не было бы возникновения существования ученика, как оно вне границ учителя. И, само собой, влияние учителя пока еще было бы в аспекте «раскрытие для самого себя» («раскрытие сущности»), Подобно тому, как влияет учитель на товарища, который находится на его уровне. (Несмотря на то, что он также уменьшает свой свет, поскольку таков порядок влияния разума: сначала, в общем, кратко, а затем пространно, тем не менее, также это краткое изложение происходит большим светом и в соответствии со ступенью разума ОТДАЮЩЕГО).

И понятно, здесь нет места для постановки вопроса: таким образом, причина, почему сосуды могут принять свет ЛУЧА, состоит в изменении света (поскольку он был произведен посредством сокращения света не в аспекте раскрытия сущности, а в аспекте света, относящегося к мирам). И как тогда может эта идея служить примером раскрытия безграничного Б-жественного света в мирах? Подобно тому, как мы задавали вопрос на первом уроке. Ведь, может быть, вопрос этот возникает только тогда, когда мы берем объяснение (приводимое в ЭССЕ 5687 г.) отдельно, в том смысле, что в этом кроется вся причина, почему они могут принять свет ЛУЧА (то есть потому, что он уменьшился посредством сокращения света и больше ничего).

Однако, на основании выше описанного подробного объяснения, что причина того, что до сокращения света не могли сосуды принять свет ЛУЧА, заключается не в том, что свет ЛУЧА очень большой. А также потому, что пока еще у сосудов нет отдельного существования (поскольку они включены в свет), и пока еще не возникла идея ПРИНИМАЮЩЕГО. Однако, после того как образованы сосуды, и возникло существование ПРИНИМАЮЩЕГО, то они могут принять свет (соответствующих уровней).

Таким образом, становится понятным, как это служит аналогией раскрытия совокупности БЕСКОНЕЧНОГО СВЕТА ТВОРЦА (в сосудах и) в мирах.

Это объяснение основано на выше указанном принципе, что в каждой вещи должен быть порядок и развитие, осуществляемое по ступеням. Также в идее осуществления и исправления ПРИНИМАЮЩЕГО должен быть порядок. И подобно тому, как для возникновения возможности влияния светом, необходимо выполнение двух условий: 1) чтобы был аспект ПРИНИМАЮЩЕГО и 2) чтобы влияние было светом, соответствующим его уровню (посредством чего он принимается наилучшим образом). Также и в отношении света Безграничного (добавочные света), посредством «исправления» ПРИНИМАЮЩЕГО, чем больше очищаются его сосуды, тем большей становится его возможность принять (свет). И посредством влияния, которое соответствует его уровню, это значит, в соответствии с его положением после того, как он еще больше очистился в результате предыдущего влияния. Он может принять еще больше и т.д., вплоть до того, что принимает весь свет. (Подобно примеру с учителем и учеником, что он воздействует на чувства восприятия (сосуды) ученика, так, что они расширяются и могут принять все больше и больше и т.д.).

В этом заключается смысл того, что подчеркивается в ЭССЕ в объяснение этого примера: «И надо сказать, что это также по причине исправления сосуда. В результате обилия влияния, становятся чувства восприятия ученика, как чувства самого учителя». В ЭССЕ за 5702 г. говорится: «Велико достоинство идеи первого сокращения света, который был в форме отдаления, так как именно посредством этого возникло существование сосудов и они были исправлены». Акцент здесь стоит на идее исправления сосудов и ученика, поскольку это главный момент.

А то, что пока еще не понятно, это то, что, в конце концов, пример не подобен тому, что он иллюстрирует, поскольку в учителе и ученике все происходит в «мире разума» в отличие от иллюстрации, в которой говорится о безграничном влиянии внутрь ограничения. Так на это можно сказать то, что продолжает в ЭССЕ, что главное в том, что это происходит под действием силы Торы…

Опубликовано: 15.08.2022 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter