СБП. Дни Мошиаха! 1 Тишрея 5785 г., пятый день недели Аазину | 2024-10-03 09:24

Рош а-Шана

Связь  Рош а-Шана с главой еврейского народаСвязь Рош а-Шана с главой еврейского народа
Что входит в меню праздника  Рош а-Шана?Меню праздника Рош а-Шана
Рош а-Шана во время ОсвобожденияРош а-Шана во время Освобождения
День сотворения человекаДень сотворения человека

2. Единственное и особенное место

На этом уроке мы объясним отрывок из Талмуда, в котором находится подтверждение существования различных уровней формы пребывания Шхины, находящейся в «малом святилище».

Источник: «Бейт Рабейну в Вавилоне» Перевод:Шолем Лугов 20.10.2012 2 3821 мин.

На этом уроке мы объясним отрывок из Талмуда, в котором находится подтверждение существования различных уровней формы пребывания Шхины, находящейся в «малом святилище».

И НУЖНО ПРИВЕСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НАЛИЧИЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В «МАЛОМ СВЯТИЛИЩЕ» — это станет понятно ИЗ ТОГО, ЧТО НАПИСАНО В НАЧАЛЕ ЭТОГО ОБСУЖДЕНИЯ В ТАЛМУДЕ (где идет речь О ПРЕБЫВАНИИ ШХИНЫ СРЕДИ ЕВРЕЕВ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ).

И так написано в Талмуде: «КУДА БЫ НИ БЫЛИ ИЗГНАНЫ евреи — ШХИНА БЫЛА изгнана С НИМИ, когда они БЫЛИ ИЗГНАНЫ В ЕГИПЕТ — то ШХИНА отправилась С НИМИ… Когда евреи БЫЛИ ИЗГНАНЫ В ВАВИЛОН — то ШХИНА отправилась С НИМИ…

И так было во всех местах: куда бы ни изгонялись евреи, Шхина была изгнана туда же. Задается вопрос в Талмуде: если Шхина была изгнана во все места, куда были изгнаны евреи, то В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ была Шхина? СКАЗАЛ АБАЙЕ — (один из мудрецов Талмуда), отвечая на этот вопрос, что Шхина находилась в двух синагогах — В СИНАГОГЕ в городе ГУЦАЛЬ И В СИНАГОГЕ «ШАФ ВЭ ЯТИВ» (которая двинулась и остановилась) В НЕАРДЕЯ.

И НЕ СКАЖИТЕ: ОДНОВРЕМЕННО ТАМ И ТАМ, то есть, что Шхина находится в одно и то же время в двух синагогах, А, В ОДНО ВРЕМЯ — ТАМ, И В ДРУГОЕ — ТАМ»: в какой-то период Шхина была в синагоге города Неардея, а в другое время — в синагоге города Гуцаль. Получается, что всякий раз Шхина, которую обсуждает Талмуд, находилась только в одном месте.

На первый взгляд, ответ Абайе вызывает большое удивление. Ведь НОВШЕСТВО понимания того, ЧТО «ШХИНА БЫЛА С НИМИ» (что Шхина находится с еврейским народом ТАКЖЕ В ИЗГНАНИИ) состоит В ТОМ, ЧТО «РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ происходит… В ОСОБЕННЫХ МЕСТАХ, КАК В СВЯТИЛИЩЕ И ХРАМЕ», И ЭТО МЕСТО, в котором раскрывается Шхина так, как это было в Храме, — СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ, НОСЯЩИЕ НАЗВАНИЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ», КАК ГОВОРИТСЯ В ПРОДОЛЖЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ. На основании этого, отвечая на вопрос «где находится Шхина в Вавилоне?», Абайе должен был ответить, как это кажется очевидным, что Шхина находится в каждой синагоге Вавилона! Так почему он сказал, что Шхина находится только в двух синагогах и среди них только в одной, а не в двух сразу?

И НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО НУЖНО ОТМЕТИТЬ, что когда Талмуд задает вопрос «где находится Шхина в Вавилоне?», при этом не имеется в виду тот уровень Шхины, на котором она находится в каждой синагоге. Вопрос был, несомненно, о другом уровне Шхины. Поэтому, нужно сказать, ЧТО В ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛОВ ТАЛМУДА «В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ?..» — где в Вавилоне находится Шхина? — Талмуд спрашивает: «В какой синагоге Вавилона находится Шхина особого уровня, отличающегося от обычных синагог?» И на этот вопрос отвечает Абайе: «В СИНАГОГЕ ГУЦАЛЬ И В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ» (это ОСОБЫЕ СИНАГОГИ ВАВИЛОНА). Это синагоги, которые нельзя было назвать обычными..

Следовательно, в Талмуде ГОВОРИТСЯ О РАСКРЫТИИ ШХИНЫ в особенных синагогах, в которых происходит раскрытие Шхины В БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕЕ РАСКРЫТИЕМ В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ (и это «МЕСТО, ПО КОТОРОМУ ЗАМЕТНО, ЧТО ОНА ПРЕБЫВАЕТ В НЕМ». И кто заходит в него, тот чувствует особое раскрытие Шхины, как произошло один раз в синагоге города Неардея, когда находящиеся в ней не смогли вынести силу раскрытия Шхины и вынуждены были выйти из нее).

До сих пор в объяснениях говорилось о том, что в каждой синагоге происходит раскрытие Шхины, и что есть «особенные» синагоги, в которых Шхина раскрывается на более высоком уровне по сравнению с остальными синагогами. Сейчас будет дано объяснение тому, что существует одно место, которое выше даже этих особых синагог:

И, БОЛЕЕ ТОГО, подчеркивается то, что ЕСТЬ ОСОБЕННОЕ МЕСТО (только ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ И ОСОБЕННОЕ), КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАМЕНОЙ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА (как Храм — это «МЕСТО, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ ВСЕВЫШНИЙ», так и во время изгнания Всевышний избирает только одно место, которое служит заменой Храму), В КОТОРОМ НАХОДИТСЯ САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ. И ПОЭТОМУ после того, как сказано в Талмуде, что Шхина на более высоком уровне находится в синагогах городов Гуцаль и Наардея, там добавляется и подчеркивается: «И НЕ СКАЖИТЕ: ОДНОВРЕМЕННО ТАМ И ТАМ — не подумайте, что основное раскрытие Шхины находится в этих двух местах одновременно (В СИНАГОГЕ ГУЦАЛЬ И В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ), А, В ОДНО ВРЕМЯ — ТАМ, И В ДРУГОЕ — ТАМ», ТО ЕСТЬ, ИМЕННО, В РАЗНОЕ ВРЕМЯ, НО, обязательно, ТОЛЬКО В ОДНОМ МЕСТЕ. Как Храм был только один, так и место, его заменяющее, также должно быть только одно.

И ЭТА ИДЕЯ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ В НАЗВАНИИ МЕСТА: «В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ». Как уже объяснялось, синагога в городе Неардея, построенная королем Йехония, получила название на арамейском языке «шаф вэятив» — «двинулась и остановилась». СМЫСЛ СЛОВ, «ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ», ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО «ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ». Это значит, что в определенный период времени в синагоге города Неардея пребывала Шхина, раскрываясь там больше, чем в остальных синагогах. ТО ЕСТЬ, РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ, КОТОРОЕ БЫЛО В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ (А НЕ В ДРУГОМ МЕСТЕ) ПЕРЕЕХАЛО И ОСТАНОВИЛОСЬ В ОСОБЕННОМ МЕСТЕ В ВАВИЛОНЕ В КАЧЕСТВЕ ЗАМЕНЫ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА. Этот высший уровень раскрытия Шхины, который присутствовал в Храме, переместился в Неардею.

Подведем итог этому отрывку из Талмуда: есть различные уровни раскрытия Шхины в «малом святилище».

1. В каждой синагоге Вавилона (имеется в виду место за пределами Святой Земли) присутствует Шхина.

2. В городах Гуцаль и Неардея были особые синагоги, в которых Шхина раскрывалась на более высоком уровне по сравнению с остальными синагогами.

3. Это высокое раскрытие Шхины не происходило в двух синагогах одновременно, а всякий раз только в одной из них. Как Храм — это одно-единственное место, так и в любой период есть только одна синагога, являющаяся временной заменой Храму. Эта синагога является самым главным «малым святилищем» и в ней находится Шхина, которая раскрывалась в Храме.

ТЕПЕРЬ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНЫМ И ТО, ЧТО ГОВОРИТСЯ В ПРОДОЛЖЕНИИ СЛОВ ТАЛМУДА ОТНОСИТЕЛЬНО «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» — что есть только одна синагога, в которой находится главное раскрытие Шхины и что существует доказательство относительно «Бейт Рабейну» в Вавилоне. Что В ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЩЕЙ ИДЕЕ «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» В ВАВИЛОНЕ (обычное «малое святилище»), «СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ», ЕСТЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» ВМЕСТО БОЛЬШОГО ХРАМА В ИЕРУСАЛИМЕ, — и это «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», КУДА «ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ».

Выводы:

Несмотря на знание того, что Шхина находится в каждой синагоге, в Талмуде все же задается вопрос о месте пребывания Шхины и дается ответ, объясняющий, что она находится только в двух синагогах. Этот факт приводит к выводу, что в Талмуде идет речь об определенном и особенном уровне Шхины («главное раскрытие Шхины») и об особых синагогах, в которых присутствует Шхина на более высоком уровне. После этого в Талмуде сказано, что в этих двух синагогах, в которых Шхина присутствует на более высоком уровне, она находится не в двух синагогах сразу, а только в одной из них. Отсюда следует, что есть различные уровни в «малом святилище» и есть одно-единственное место («Бейт Рабейну» в Вавилоне), в котором находится «главное раскрытие Шхины».

Нужно также обратить внимание на то, что, хотя «Бейт Рабейну» — это определенное здание, далее в беседе это название будет присваиваться каждому самому главному «малому святилищу» в каждом поколении. К примеру, в следующем пункте будет описываться значимость «Бейт Рабейну» во время Освобождения. Это достоинство присуще не только «Бейт Рабейну» в Вавилоне, а «Бейт Рабейну» в каждом поколении.

Словарь:

«Шаф вэятив» — «двинулась и остановилась».

Перевод беседы Ребе Короля Мошиаха:

2. И НУЖНО ПРИВЕСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НАЛИЧИЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В «МАЛОМ СВЯТИЛИЩЕ» — ИЗ ТОГО, ЧТО НАПИСАНО В НАЧАЛЕ ЭТОГО ОБСУЖДЕНИЯ В ТАЛМУДЕ (О ПРЕБЫВАНИИ ШХИНЫ СРЕДИ ЕВРЕЕВ ВО ВРЕМЯ ИЗГНАНИЯ): «КУДА БЫ НИ БЫЛИ ИЗГНАНЫ — ШХИНА БЫЛА С НИМИ, БЫЛИ ИЗГНАНЫ В ЕГИПЕТ — ШХИНА С НИМИ… БЫЛИ ИЗГНАНЫ В ВАВИЛОН — ШХИНА С НИМИ… В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ? СКАЗАЛ АБАЙЕ: В СИНАГОГЕ ГУЦАЛЬ13 И В СИНАГОГЕ «ШАФ ВЭ ЯТИВ»14 В НЕАРДЕЯ15. И НЕ СКАЖИТЕ: ОДНОВРЕМЕННО ТАМ И ТАМ, А, В ОДНО ВРЕМЯ — ТАМ, И В ДРУГОЕ — ТАМ16»:

НОВШЕСТВО ПОНИМАНИЯ ТОГО, ЧТО «ШХИНА БЫЛА С НИМИ» (ТАКЖЕ В ИЗГНАНИИ) В ТОМ, ЧТО «РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ ПРОИСХОДИТ… В ОСОБЕННЫХ МЕСТАХ, КАК В СВЯТИЛИЩЕ И ХРАМЕ»17, И ЭТО МЕСТО — СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ, НОСЯЩИЕ НАЗВАНИЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ»18, КАК ГОВОРИТСЯ В ПРОДОЛЖЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ.

НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО НУЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО В ПРОДОЛЖЕНИИ СЛОВ ТАЛМУДА «В ВАВИЛОНЕ — ГДЕ?.. В СИНАГОГЕ ГУЦАЛЬ И В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ» (ОСОБЫЕ СИНАГОГИ ВАВИЛОНА) ГОВОРИТСЯ О РАСКРЫТИИ ШХИНЫ В БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕЕ РАСКРЫТИЕМ В СИНАГОГАХ И ДОМАХ УЧЕНИЯ («МЕСТО, ПО КОТОРОМУ ЗАМЕТНО, ЧТО ОНА ПРЕБЫВАЕТ В НЕМ»19). И, БОЛЕЕ ТОГО, ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ ТО, ЧТО ЕСТЬ ОСОБЕННОЕ МЕСТО (ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ И ОСОБЕННОЕ), КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАМЕНОЙ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА («МЕСТО, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ ВСЕВЫШНИЙ»20), В КОТОРОМ НАХОДИТСЯ САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ. И ПОЭТОМУ «И НЕ СКАЖИТЕ: ОДНОВРЕМЕННО ТАМ И ТАМ (В СИНАГОГЕ ГУЦАЛЬ И В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ), А, В ОДНО ВРЕМЯ — ТАМ, И В ДРУГОЕ — ТАМ», ТО ЕСТЬ, ИМЕННО, В РАЗНОЕ ВРЕМЯ, НО ТОЛЬКО В ОДНОМ МЕСТЕ.

И ЭТА ИДЕЯ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ В НАЗВАНИИ МЕСТА: «В СИНАГОГЕ, КОТОРАЯ ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ В НЕАРДЕЯ». СМЫСЛ СЛОВ «ДВИНУЛАСЬ И ОСТАНОВИЛАСЬ» ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО «ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ»21. ТО ЕСТЬ, РАСКРЫТИЕ ШХИНЫ, КОТОРОЕ БЫЛО В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ (А НЕ В ДРУГОМ МЕСТЕ) ПЕРЕЕХАЛО И ОСТАНОВИЛОСЬ В ОСОБЕННОМ МЕСТЕ В ВАВИЛОНЕ В КАЧЕСТВЕ ЗАМЕНЫ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА22.

ТЕПЕРЬ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНЫМ И ТО ЧТО ГОВОРИТСЯ В ПРОДОЛЖЕНИИ СЛОВ ТАЛМУДА ОТНОСИТЕЛЬНО «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» — В ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЩЕЙ ИДЕЕ «МАЛОГО СВЯТИЛИЩА» В ВАВИЛОНЕ, «СИНАГОГ И ДОМОВ УЧЕНИЯ В ВАВИЛОНЕ», ЕСТЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ «МАЛОЕ СВЯТИЛИЩЕ» ВМЕСТО БОЛЬШОГО ХРАМА В ИЕРУСАЛИМЕ, — «БЕЙТ РАБЕЙНУ В ВАВИЛОНЕ», КУДА «ДВИНУЛОСЬ СВЯТИЛИЩЕ И ОСТАНОВИЛОСЬ ТАМ».

Примечания Ребе к беседе:

13 Синагога в Гуцаль близка к дому учения Эзры-писца, ниже Неардеи («Арух», статья «Шаф») и см. далее, прим. 37.
14 «(Название места и) его построил Йехония и отделал его камнями и прахом, которые привез с собой в изгнание, чтобы исполнить сказанное «Ибо возлюбили рабы Твои камни его и прах его любят»» (комментарий РАШИ (и в «Эйн Яаков»)). И в комментарии РАШИ в трактате «Рош а-Шана» 24б: «Это место и есть объяснение, что оно было разрушено, а затем снова отстроено. И всегда была Шхина там. И Йехония с изгнанниками отстроили его так как они привезли с собой камни из Иерусалима. И о них сказано (Псалмы 102:15): «Ибо возлюбили рабы Твои камни»». И в «Арух» там сказано: «Его основы из камня и праха, которые привезли с собой из Храма... и назвали его «Шаф вэ ятив», то есть Храм двинулся и остановился там».
15 И в «Арух» там: «Рав сказал: в синагоге в Гуцаль, а Шмуэль сказал: в синагоге «Шаф вэ ятив» в Неардея».
16 И объяснение по каббале см. «Ликутей Леви-Ицхак» к книге «Зоар» III, стр. 262.
17 «Хидушей Агадот» МААРША там. — И добавляет, что «в версии «Эйн Яаков» написано также: были изгнаны в Эйлам — Шхина была с ними, как сказано (Ирмияу 49:38): «И поставлю престол Мой в Эйламе», то есть особое место для раскрытия Шхины».
18 И которые называются также «жилища» — «Любит Всевышний...жилища Яакова», «объясняется, что жилища — это синагоги и дома учения, которые вместо святилища и в них раскрывается Шхина во время изгнания» (трактат «Брахот» там и в «Хидушей Агадот» МААРША).
19 Комментарий РАШИ к «Эйн Яаков» там.
20 Глава «Реэ» 12:5 и еще.
21 «Арух» там (приводится в «Хидушей Агадот» МААРША).
22 И поэтому это также самое главное место, где происходит раскрытие Торы «Постоянное место, из которого исходят указания для жителей города», наподобие «Палаты тесаных камней» в Храме. И см. РАМБАН «Войны» в конце гл. 4 трактата «Ктубот»: «Основная идея Торы с дней изгнания в Неардее, там, в изгнании Йехония, Хереша и Масгера».

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter