На предыдущем уроке мы рассказали о «Бейт Рабейну» в нашем поколении — доме Ребе РАЯЦа, «770», и его связи с Освобождением. Сейчас же мы займемся исследованием всех деталей, имеющих отношение к Ребе (его имя, название его дома, количество прожитых лет), и увидим, что во всем этом есть совершенство исправления мира и окончательная подготовка его к Освобождению.
И НУЖНО ДОБАВИТЬ, ЧТО НАМЕК НА ЭТУ ИДЕЮ (отношение «Бейт Рабейну» к Освобождению) ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТАКЖЕ В САМОМ НАЗВАНИИ «БЕЙТ РАБЕЙНУ» В НАШЕМ ПОКОЛЕНИИ. Как известно, название всякой вещи отражает ее суть, поэтому это утверждение мы можем применить и к имени Рабейну, и к названию его дома. Сначала мы объясним, какой намек на Освобождение есть в имени Рабейну, а потом — какой намек есть в названии его дома.
Что касается «РАБЕЙНУ» — это Ребе РАЯЦ (у которого есть два имени — рабби Йосеф-Ицхак), и ОБА ЕГО ИМЕНИ НАМЕКАЮТ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ: ПЕРВОЕ ИМЯ — ЙОСЕФ — от слова «леосиф» («собирать»), связано с собранием еврейского народа из изгнания в дни Освобождения. КАК СКАЗАНО об этом в Торе: «И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ (Освобождения): Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ОСТАТОК НАРОДА СВОЕГО (еврейского народа), КОТОРЫЙ УЦЕЛЕЕТ в изгнании. И Всевышний соберет их из всех стран изгнания: ИЗ АШШУРА И ИЗ ЕГИПТА... И С ОСТРОВОВ МОРЯ... Даже тех, кто находится на далеких островах, соберет Всевышний. И СОБЕРЕТ ИЗГНАННИКОВ ИЗРАИЛЯ, И РАЗОГНАННЫХ ИЗ ИУДЕИ СОБЕРЕТ ОТ ЧЕТЫРЕХ КОНЦОВ ЗЕМЛИ».
А ВТОРОЕ ИМЯ Рабейну — ИЦХАК — от слова «цхок» («смех») также связано с Освобождением. Оно НАМЕКАЕТ НА РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ, СОВЕРШЕНСТВО КОТОРЫХ БУДЕТ ДОСТИГНУТО ВО ВРЕМЯ ИСТИННОГО И ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВЕДНОГО МОШИАХА, КАК СКАЗАНО: «ТОГДА НАПОЛНЯТСЯ СМЕХОМ ТВОИ УСТА», ИМЕННО «ТОГДА», В БУДУЩЕМ, после раскрытия Мошиаха, будет разрешено радоваться в полную силу, но перед этим запрещено радоваться сверх меры. И когда же придет это время всеобщего веселья и радости? КОГДА СКАЖУТ евреи ИЦХАКУ (ИМЕННО ЕМУ) «ИБО ТЫ — НАШ ОТЕЦ».
[Объяснение того, что именно во время Освобождения скажут евреи Ицхаку «Ты — наш отец», находим в мидраше: перед Освобождением придет Всевышний к праотцу Ицхаку и пожалуется на еврейский народ. «Твои дети согрешили предо Мной», — скажет Всевышний. Когда Ицхак услышит такое обвинение, то ответит так: «Властелин мира! Разве это мои дети, а не Твои дети? Ведь Ты назвал их своими детьми, а сейчас Ты говоришь, что это мои дети?» После этого Ицхак предложил проверить, насколько они и вправду согрешили: средняя жизнь человека — 70 лет. 20 первых лет нужно отнять, так как до этого возраста Всевышний не наказывает (как было в пустыне, когда получили наказание только те, кто был старше 20 лет). Таким образом, остается только 50 лет.
«Также из этих 50 лет нужно отнять половину», — продолжил Ицхак и объяснил, что половину своей жизни человек спит, а во время сна ведь не грешат. Остается 25 лет. А если кто-то скажет, что человек на самом деле не спит так много, и как раз, наоборот, ночью грешат больше, то именно так и сказал Ицхак, что раз ночью властвуют силы зла, то в это время увеличивается склонность к греху, и нет необходимости учитывать это время.
Из этих 25 лет еще нужно убрать половину, так как большую часть этого времени человек молится и учит Тору, ест, пьет и т. д., а в это время не грешат. Выходит, что, в конце концов, остается всего 12.5 лет, когда люди занимаются своими делами и могут согрешить. «Если Ты можешь простить все эти грехи — отлично, — сказал Всевышнему Ицхак. — А если нет, то я готов взять половину этих грехов на себя, а Ты возьмешь себе вторую половину. А если нет, то я беру все на себя. А если спросишь, откуда у меня силы сделать это, то ведь я пожертвовал собой ради Тебя (во время жертвоприношения Авраама)». Когда еврейский народ услышал объяснение Ицхака, услышал, как он защищает их, то сказали: «Ицхак — ты наш отец!»]
До сих пор мы объясняли связь между именем «Рабейну» и Освобождением. Сейчас мы объясним связь между названием «Бейт Рабейну» и Освобождением:
А «БЕЙТ (РАБЕЙНУ)» — ЕГО НОМЕР — СЕМЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ, И ЭТОТ НОМЕР дома СТАЛ НАЗВАНИЕМ «БЕЙТ РАБЕЙНУ» СРЕДИ ВСЕХ ЕВРЕЕВ, — «770». Это значит, что номер дома стал названием места. И на всех языках этот дом называется по его номеру. На иврите это «Шва мэот шевим», на английском — «Севен севенти», на идиш — «Зибен Зибециг» и т. д. И есть дополнительное достоинство в том, что номер дома является названием места, так как ЭТО ЧИСЛО (770) СООТВЕТСТВУЕТ ГИМАТРИИ СЛОВА «РАСПРОСТРАНИШЬСЯ» (в оригинале — «פרצת»): буква «пэй» = 80, буква «рейш» = 200, буква «цадик» = 90 и буква «тав» = 400. Получается 400+90+200+80 = 770.
Выражение «распространишься» связано с обещанием Всевышнего праотцу Яакову, что его потомки расширятся, укрепятся, и их количество будет увеличиваться, пока не наполнит все четыре стороны света. И, КАК СКАЗАНО Всевышним: «И РАСПРОСТРАНИШЬСЯ ТЫ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ», ЧТО НАМЕКАЕТ НА ТО, ЧТО ИЗ ЭТОГО ДОМА ИСХОДИТ СВЕТ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА КАК ПРОРЫВ, согласно благословению Всевышнего Яакову, что его потомки распространятся повсюду. Так и «770» распространяет святость по всему миру, так ЧТО ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА ПОДНИМАЮТСЯ НА УРОВЕНЬ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ и наполняются святостью, как Земля Израиля, с помощью света и святости, исходящих из «770». (Как сказано, что «В БУДУЩЕМ ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ее святость) РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЕ СТРАНЫ»), ОСОБЕННО, ВКЛЮЧАЯ ТО, ЧТО ВСЕ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ И ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ К ХРАМУ.
Отсюда следует, что распространение света и святости, исходящих из «Бейт Рабейну» и переворачивающих весь мир, — это прорыв сквозь весь мир. Прорыв изгнания произойдет ВО ВРЕМЯ ИСТИННОГО И ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ «Рабейну»- ПРАВЕДНОГО МОШИАХА, который находится в «Бейт Рабейну». В этом есть также намек на Мошиаха, О КОТОРОМ СКАЗАНО «ТО ТЫ ПОШЕЛ НАПРОЛОМ». И ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ, ЧТО тот, кто идет напролом, — «ЭТО МОШИАХ, который проложит еврейскому народу все пути от изгнания к Освобождению, КАК СКАЗАНО: „ПОДНЯЛСЯ ПРЕД НИМИ ПРОЛАМЫВАЮЩИЙ“».
Ограничения мира разрушаются с помощью «идущего напролом». Это — «Рабейну», Мошиах, который находится в «770». И эта идея получает большую значимость, так как слова «Бейт Мошиах» («Дом Мошиаха») имеют гиматрию 770! То есть, «Бейт Рабейну», «770», — это дом Мошиаха, который разрушает основы изгнания, поэтому слово «распространишься» имеет такое же числовое значение, как и слов «Дом Мошиаха».
И МОЖНО СВЯЗАТЬ ЭТИ ДВЕ ВЕЩИ — НАМЕК САМОГО НОМЕРА 770 (название «БЕЙТ РАБЕЙНУ») С (ПЕРВЫМ) ИМЕНЕМ НАШЕГО УЧИТЕЛЯ («Йосеф»), НА КОТОРОЕ НАМЕКАЕТ ОТРЫВОК «Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ» (в котором используется слово «йосиф», созвучное с именем Йосеф):
ЧИСЛО 770 УКАЗЫВАЕТ НА СОВЕРШЕНСТВО ЦИФРЫ 7, число 10 указывает на высшее совершенство, ведь оно завершает полный цикл чисел. Поэтому, число 70 указывает на завершенность цифры 7. Ведь когда мы представим себе, что ЭТО СЕМЕРКА, КАЖДАЯ ЕДИНИЦА КОТОРОЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 10 (а 10 — это СОВЕРШЕННОЕ ЧИСЛО, указывающее на завершенность), — то В ИТОГЕ будет 70, и поэтому 70 — это число, символизирующее и указывающее на совершенство цифры 7.
И, КРОМЕ ЭТОГО, есть еще более высокое совершенство, КАК в случае, когда КАЖДАЯ ЕДИНИЦА из семерки ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 100 (это число — сотня — символизирует завершенность совершенства, так как оно равно ДЕСЯТЬ РАЗ ПО ДЕСЯТЬ). Когда же мы умножаем 7 на завершенность совершенства (7 на 100), — то В ИТОГЕ получим 700 И ВПЛОТЬ ДО ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ — семь раз по сто плюс семь раз по десять, в итоге получаем 770. Отсюда понятно, что число 770 символизирует самое высокое совершенство числа семь.
У числа семь есть особенный смысл, особенно, когда оно присутствует в своем совершенстве в числе 770 и ИДЕЯ ЭТОГО ТАКОВА:
ЧИСЛО 7 СВЯЗАНО С СУЩЕСТВОВАНИЕМ МИРА, КОТОРЫЙ БЫЛ СОТВОРЕН ЗА 7 ДНЕЙ, и они называются СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ, так как за эти семь дней Всевышний сотворил, «построил» мир (используя при этом СЕМЬ КАЧЕСТВ: добро, строгость, красоту, вечность, великолепие, основание и царствование, которые являются силами Всевышнего и с помощью которых Он, образно выражаясь, построил мир). И так как мир был сотворен за семь дней с применением этих семи качеств, то понятно, что число семь указывает на суть мира.
И ТАКЖЕ число семь СВЯЗАНО С ОЧИЩЕНИЕМ МИРА — это достигается с помощью изучения Торы и соблюдения заповедей евреями, в результате чего в мир привносится святость. Все это называется «очищением» или «отбором», так как с помощью этих действий происходит очищение мира и разделение между добром и злом.
ИТАК, С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ ЕВРЕЕВ происходит «очищение» мира. Отсюда понятна связь между числом семь и «очищением» мира евреями, КОТОРЫЕ, в свою очередь, ДЕЛЯТСЯ НА СЕМЬ ВИДОВ, а это СЕМЬ СТУПЕНЕЙ В СЛУЖЕНИИ ВСЕВЫШНЕМУ (соответствующие СЕМИ КАЧЕСТВАМ, которые действуют в мире, и это же — семь способов в служении Всевышнему. У одного проявляется любовь к Всевышнему, у другого — стремление к победе над злом, у третьего — идея изучения Торы и т.д.), и все это вместе находится в соответствии с СЕМЬЮ ВЕТВЯМИ СВЕТИЛЬНИКА. Как известно, в светильнике в Храме было семь ветвей, каждая из которых соответствовала одному из способов служения Всевышнему.
Все вышесказанное объясняет, что число семь связано с существованием мира и его очищением. Мир, который был создан за семь дней с помощью семи атрибутов, очищается с помощью еврейского народа семью способами. И НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО, СОВЕРШЕНСТВО ЧИСЛА СЕМЬ (770) УКАЗЫВАЕТ НА СОВЕРШЕНСТВО СЛУЖЕНИЯ ЕВРЕЕВ ПРИ ОЧИЩЕНИИ МИРА С ПОМОЩЬЮ ВСЕХ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ И РАБОТ (изучения Торы и соблюдения заповедей) В ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗГНАНИЯ, ТАК КАК ТОГДА, когда завершим работу по освящению мира, мы ОСВОБОДИМСЯ ИЗ ИЗГНАНИЯ И ВЕРНЕМСЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ. Таким образом, число «770» символизирует совершенство числа семь, подтверждающее, что существование мира было очищено и пришло время Освобождения. И так как это название «Бейт Рабейну», то, безусловно, очищение мира и его освобождение произойдут с помощью «Бейт Рабейну».
И КАК ОТРЫВОК ИЗ ПРОРОКОВ, В КОТОРОМ ЕСТЬ НАМЕК НА СВЯЗЬ И ОТНОШЕНИЕ ПЕРВОГО ИМЕНИ НАШЕГО РЕБЕ («Йосеф») С ОСВОБОЖДЕНИЕМ — «И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ: ГОСПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ОСТАТОК НАРОДА СВОЕГО, КОТОРЫЙ УЦЕЛЕЕТ, ИЗ (1) АШШУРА И ИЗ (2) ЕГИПТА, И ИЗ (3) ПАТРОСА, И ИЗ (4) КУША, И ИЗ (5) ЭЙЛАМА, И ИЗ (6) ШИНАРА, И ИЗ (7) ХАМАТА...», то есть, с ОСВОБОЖДЕНИЕМ ВСЕХ ЕВРЕЕВ ИЗ СЕМИ СТРАН, а, значит, со всего мира.
И после перечисления семи стран ДОБАВЛЕНЫ ТАМ СЛОВА: «И ИЗ МОРСКИХ ОСТРОВОВ». Речь идет о том, что даже находящиеся на островах, являющихся примером самых отдаленных мест на земле, также будут освобождены из изгнания.
Фраза о «морских островах» НАМЕКАЕТ НА НИЖНЕЕ ПОЛУШАРИЕ, КОГДА ПРИ ПОДНЯТИИ САМОГО НИЖНЕГО уровня АВТОМАТИЧЕСКИ ПОДНИМАЮТСЯ ОСТАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ВЫШЕ НЕГО, как в примере с краном, который мы приводили ранее, — поднятие нижнего этажа способствует поднятию всего здания. Так же обстоит дело и в мире: когда поднимется нижнее полушарие, вместе с ним поднимутся и ВСЕ СЕМЬ СТРАН, что символизирует ВЕСЬ МИР.
Сейчас нам уже понятна связь между названием «Бейт Рабейну» и первым именем Рабейну: название «Бейт Рабейну» («770») указывает на совершенство семи, совершенство очищения мира (включая нижнее полушарие). И когда произойдет совершенство очищения, то все соберутся из семи стран, со всего мира. И именно об этом говорится в отрывке, в котором прослеживается связь между Рабейну и Освобождением и говорится о собрании изгнанников из всех семи стран и нижнего полушария.
И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО В СОВЕРШЕНСТВЕ ЧИСЛА СЕМЬ (770) ЕСТЬ ТАКЖЕ НАМЕК НА РАБОТУ РАБЕЙНУ — Ребе РАЯЦа — В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ. Как уже говорилось, число 70 указывает на совершенство очищения и так как Ребе РАЯЦ жил СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ, СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ (с 5640 до 5710 ГГ., что соответствует 1880-1950), в этом есть намек на то, что он завершил свою работу в мире в полном совершенстве.
И это совершенство продолжалось ВПЛОТЬ ДО ОКОНЧАНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО РАБОТЫ и окончательно было достигнуто В СЕДЬМОЙ ДЕСЯТОК лет его жизни В НИЖНЕМ ПОЛУШАРИИ (ИЗ ДОМА, НОМЕР КОТОРОГО — 770). И отсюда понятно, что совершенство семи подчеркивается во всех деталях: имя Рабейну, название «Бейт Рабейну», количество лет жизни Рабейну — во всем этом есть намек на совершенство числа семь, совершенство очищения мира и подготовка его к Освобождению.
Сейчас Ребе Король Мошиах объясняет дополнительную вещь, связанную с Ребе РАЯЦем и его деятельностью по приближению Освобождения. И это также связано с числом семь. В начале творения раскрытие Шхины в мире было в полной мере и с большой силой. Но это состояние не длилось долго. Из-за семи грехов Шхина отдалилась от нашего мира, и это произошло поэтапно: после первого греха Шхина отдалилась от мира на первое небо. После второго греха она перешла с первого на второе небо и так далее. После семи грехов Шхина отдалилась на седьмое небо.
Но потом появились семь праведников и вернули Шхину обратно в мир. Возвращение Шхины также происходило постепенно. Праотец Авраам, первый праведник, вернул Шхину с седьмого неба на шестое. После него Ицхак вернул Шхину с шестого неба на пятое и так далее. Моше-рабейну был седьмым праведником и он удостоился вернуть Шхину с первого неба на землю. О Моше сказано, «все седьмые — любимые», так как Всевышний любит седьмых особо.
Несмотря на то, что Моше вернул Шхину на землю, она не находится в совершенстве. Совершенство раскрытия Шхины произойдет только во время Освобождения (даже в более сильной степени, чем это было в первое время после Творения).
За семь поколений до Освобождения, Всевышний послал в мир великих праведников, которые были в силах (с помощью людей поколения) вернуть и привести Шхину в мир совершенным способом. Первый глава ХАБАДа, рабби Шнеур-Залман (автор книги «Тания») был первым из них, и вернул совершенство Шхины с седьмого на шестое небо. Его сын и продолжатель его дела, рабби Довбер вернул Шхину с шестого на пятое небо. После них появились еще пять праведников, и каждый из них вернул Шхину еще ниже. Предыдущий Ребе — рабби Йосеф-Ицхак (шестой глава ХАБАДа) завершил предпоследний этап процесса — он вернул Шхину со второго на первое небо.
Седьмой глава ХАБАДа — Любавичский Ребе ШЛИТА, нынешний Ребе и зять предыдущего Ребе. Его задача состоит в том, чтобы вернуть (с помощью людей поколения) Шхину в наш мир в полном совершенстве. Наше поколение, являющееся седьмым в цепочке возвращения Шхины, удостоилось названия «седьмое поколение». Это стало и причиной того, что Любавичский Ребе ШЛИТА (седьмой в этой «цепочке») является Мошиахом, так как он возвращает Шхину в мир в совершенстве.
Как говорилось ранее, Ребе РАЯЦ является шестым в цепочке возвращения Шхины; он вместе с людьми поколения завершил последний этап перед раскрытием совершенства Шхины в мире. Любавичский Ребе Король Мошиах, седьмой в этой цепочке, вместе со всеми людьми нашего поколения, возвращает Шхину с первого неба на землю и привлекает ее в совершенстве в наш мир. Так как все подготовительные действия были завершены и мир уже готов, то наше поколение является поколением Освобождения!
Все, сказанное нами, объясняет работу Ребе РАЯЦа и его связь с числом семь, ВКЛЮЧАЯ ТАКЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕГО РАБОТЫ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ — работу, которая была осуществлена после его «вознесения» ПОСРЕДСТВОМ нашего СЕДЬМОГО ПОКОЛЕНИЯ. Как сказано о Моше-рабейну, что «все седьмые — любимые», так как он вернул Шхину на землю, так и о нашем поколении сказано: «ВСЕ СЕДЬМЫЕ — ЛЮБИМЫЕ», так как в нашем поколении Шхина возвращается в наш мир в полном совершенстве и в нем наступит Освобождение.
ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО — посредством работы нашего, седьмого поколения ДОСТИГАЕТСЯ на практике СОВЕРШЕНСТВО НАШИХ ДЕЙСТВИЙ И НАШЕЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ ИЗГНАНИЯ — в течение всех лет с начала изгнания до сегодняшнего дня ВО ВСЕХ СЕМИ СТРАНАХ МИРА. И, в результате, ТОТЧАС наступит полное и истинное Освобождение и исполнится сказанное в Торе: «Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ... И СОБЕРЕТ ИЗГНАННИКОВ ИЗРАИЛЯ» ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО «ТЫ ПОШЕЛ НАПРОЛОМ (ГИМАТРИЯ 770)», посредством Короля Мошиаха, который находится в «770», который пойдет перед нами и пробьет все пути из изгнания в Освобождение, как сказано: «ПОДНЯЛСЯ ПРЕД НИМИ ПРОЛАМЫВАЮЩИЙ».
Вывод:
Во всех деталях, связанных с Рабейну: имени, названии его дома, годах его жизни, подчеркивается совершенство числа семь — совершенство очищения мира и его окончательная подготовка к Освобождению. Так и наше поколение (следующее после Ребе РАЯЦа), в котором наступит Освобождение на деле с помощью главы нашего поколения — Ребе Короля Мошиаха, тоже связано с числом семь, так как оно является седьмым поколением.
Перевод беседы Ребе Короля Мошиаха:
7. И НУЖНО ДОБАВИТЬ, ЧТО НАМЕК НА ЭТУ ИДЕЮ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТАКЖЕ В САМОМ НАЗВАНИИ80 «БЕЙТ РАБЕЙНУ» В НАШЕМ ПОКОЛЕНИИ:
«РАБЕЙНУ» — ОБА ЕГО ИМЕНИ НАМЕКАЮТ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ: ПЕРВОЕ ИМЯ — ЙОСЕФ — КАК СКАЗАНО «И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ: Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ОСТАТОК НАРОДА СВОЕГО, КОТОРЫЙ УЦЕЛЕЕТ, ИЗ АШШУРА И ИЗ ЕГИПТА... И С ОСТРОВОВ МОРЯ... И СОБЕРЕТ ИЗГНАННИКОВ ИЗРАИЛЯ, И РАЗОГНАННЫХ ИЗ ИУДЕИ СОБЕРЕТ ОТ ЧЕТЫРЕХ КОНЦОВ ЗЕМЛИ»81, А ВТОРОЕ ИМЯ — ИЦХАК — НАМЕКАЕТ НА РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ, СОВЕРШЕНСТВО КОТОРЫХ БУДЕТ ДОСТИГНУТО ВО ВРЕМЯ ИСТИННОГО И ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВЕДНОГО МОШИАХА, КАК СКАЗАНО82 «ТОГДА НАПОЛНЯТСЯ СМЕХОМ ТВОИ УСТА», ИМЕННО «ТОГДА», В БУДУЩЕМ83, КОГДА СКАЖУТ ИЦХАКУ (ИМЕННО ЕМУ) «ИБО ТЫ — НАШ ОТЕЦ»84.
А «БЕЙТ (РАБЕЙНУ)» — ЕГО НОМЕР — СЕМЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ85, И ЭТОТ НОМЕР СТАЛ НАЗВАНИЕМ «БЕЙТ РАБЕЙНУ» СРЕДИ ВСЕХ ЕВРЕЕВ, — «770»86. И ЭТО ЧИСЛО СООТВЕТСТВУЕТ ГИМАТРИИ СЛОВА «РАСПРОСТРАНИШЬСЯ», КАК СКАЗАНО «И РАСПРОСТРАНИШЬСЯ ТЫ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ»87, ЧТО НАМЕКАЕТ НА ТО, ЧТО ИЗ ЭТОГО ДОМА ИСХОДИТ СВЕТ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА КАК ПРОРЫВ, ЧТО ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА ПОДНИМАЮТСЯ НА УРОВЕНЬ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ («В БУДУЩЕМ ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ РАСПРОСТРАНИТСЯ НА ВСЕ СТРАНЫ»), ОСОБЕННО ВКЛЮЧАЯ ТО, ЧТО ВСЕ СИНАГОГИ И ДОМА УЧЕНИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ И ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ К ХРАМУ88 ВО ВРЕМЯ ИСТИННОГО И ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРАВЕДНОГО МОШИАХА О КОТОРОМ СКАЗАНО89 «ТО ТЫ ПОШЕЛ НАПРОЛОМ». И ОБЪЯСНИЛИ НАШИ МУДРЕЦЫ90, ЧТО «ЭТО МОШИАХ, КАК СКАЗАНО91: „ПОДНЯЛСЯ ПРЕД НИМИ ПРОЛАМЫВАЮЩИЙ"»92.
И МОЖНО СВЯЗАТЬ ЭТИ ДВЕ ВЕЩИ — НАМЕК САМОГО НОМЕРА 770 («БЕЙТ РАБЕЙНУ») С (ПЕРВЫМ) ИМЕНЕМ НАШЕГО УЧИТЕЛЯ, НА КОТОРОЕ НАМЕКАЕТ ОТРЫВОК «Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ»:
ЧИСЛО 770 УКАЗЫВАЕТ НА СОВЕРШЕНСТВО ЦИФРЫ 7 — ЭТО СЕМЕРКА, КАЖДАЯ ЕДИНИЦА КОТОРОЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 10 (СОВЕРШЕННОЕ ЧИСЛО), — В ИТОГЕ 70, И КРОМЕ ЭТОГО, КАК КАЖДАЯ ЕДИНИЦА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 100 (ДЕСЯТЬ РАЗ ПО ДЕСЯТЬ), — В ИТОГЕ 700 И ВПЛОТЬ ДО ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ — 770.
ИДЕЯ ЭТОГО ТАКОВА:
ЧИСЛО 7 СВЯЗАНО С СУЩЕСТВОВАНИЕМ МИРА, КОТОРЫЙ БЫЛ СОТВОРЕН ЗА 7 ДНЕЙ, СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ (СЕМЬ КАЧЕСТВ)93 И ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ОЧИЩЕНИЕМ МИРА С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ ЕВРЕЕВ, КОТОРЫЕ ДЕЛЯТСЯ НА СЕМЬ ВИДОВ, СЕМЬ СТУПЕНЕЙ В СЛУЖЕНИИ ВСЕВЫШНЕМУ (СЕМЬ КАЧЕСТВ), СЕМЬ ВЕТВЕЙ СВЕТИЛЬНИКА94. И НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО, СОВЕРШЕНСТВО ЧИСЛА СЕМЬ (770) УКАЗЫВАЕТ НА СОВЕРШЕНСТВО СЛУЖЕНИЯ ЕВРЕЕВ ПРИ ОЧИЩЕНИИ МИРА С ПОМОЩЬЮ ВСЕХ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ И РАБОТ В ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗГНАНИЯ, ТАК КАК ТОГДА ОСВОБОДИМСЯ95 ИЗ ИЗГНАНИЯ И ВЕРНЕМСЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ.
И КАК ОТРЫВОК ИЗ ПРОРОКОВ, В КОТОРОМ ЕСТЬ НАМЕК НА СВЯЗЬ И ОТНОШЕНИЕ ПЕРВОГО ИМЕНИ НАШЕГО РЕБЕ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ — «И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ: ГОСПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ОСТАТОК НАРОДА СВОЕГО, КОТОРЫЙ УЦЕЛЕЕТ, ИЗ АШШУРА И ИЗ ЕГИПТА, И ИЗ ПАТРОСА, И ИЗ КУША, И ИЗ ЭЙЛАМА, И ИЗ ШИНАРА, И ИЗ ХАМАТА...», ОСВОБОЖДЕНИЕМ ВСЕХ ЕВРЕЕВ ИЗ СЕМИ СТРАН И ДОБАВЛЕНЫ ТАМ СЛОВА «И ИЗ МОРСКИХ ОСТРОВОВ», ЧТО НАМЕКАЕТ НА НИЖНЕЕ ПОЛУШАРИЕ, КОГДА ПРИ ПОДНЯТИИ САМОГО НИЖНЕГО АВТОМАТИЧЕСКИ ПОДНИМАЮТСЯ ОСТАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ВЫШЕ НЕГО, ВСЕ СЕМЬ СТРАН, ВЕСЬ МИР.
И НУЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО В СОВЕРШЕНСТВЕ ЧИСЛА СЕМЬ (770) ЕСТЬ ТАКЖЕ НАМЕК НА РАБОТУ РАБЕЙНУ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ — СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ96, СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ (5640-5710 ГГ.) ВПЛОТЬ ДО ОКОНЧАНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО РАБОТЫ В СЕДЬМОЙ ДЕСЯТОК В НИЖНЕМ ПОЛУШАРИИ (ИЗ ДОМА, НОМЕР КОТОРОГО 770), ВКЛЮЧАЯ ТАКЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕГО РАБОТЫ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ПОСРЕДСТВОМ СЕДЬМОГО ПОКОЛЕНИЯ, «ВСЕ СЕДЬМЫЕ — ЛЮБИМЫЕ»97 — КОГДА ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ДОСТИГАЕТСЯ СОВЕРШЕНСТВО НАШИХ ДЕЙСТВИЙ И НАШЕЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ ИЗГНАНИЯ ВО ВСЕХ СЕМИ СТРАНАХ МИРА. И ТОТЧАС «Г-СПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ... И СОБЕРЕТ ИЗГНАННИКОВ ИЗРАИЛЯ» ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО «ТЫ ПОШЕЛ НАПРОЛОМ (ГИМАТРИЯ 770)», «ПОДНЯЛСЯ ПРЕД НИМИ ПРОЛАМЫВАЮЩИЙ».
Примечания Ребе к беседе:
80 Как известно, что название указывает на содержание и суть вещи, имеющей это название («Тания», раздел «Врата единства и веры», гл. 1 в конце. И см. подробнее «Ответы и разъяснения» (изд. «КЕАТ» 5734 года), п. 1* и там объяснено.
* «Игрот Кодеш» Ребе ШЛИТА, том 1, стр. 286 и далее. (Прим. изд.).
81 Йешаяу 11:11-12.
82 Псалмы 126:2.
83 А во время изгнания «запрещено человеку смеяться в полную силу в этом мире, как сказано «Тогда наполнятся наши уста весельем»» (трактат «Брахот» 31а).
84 Йешаяу 63:16. Трактат «Шабат» 89б.
85 Нужно заметить о поведении великих мудрецов, которые извлекали намеки и указания в служении Всевышнему также из будничных вещей и т. п. (как номер вагона товарного поезда, который произволен и тем более если это постоянный номер дома), особенно в нашем вопросе, когда номер стал названием дома, как сказано здесь.
86 Как на Святом языке — «шва мэот шевим», так и на идиш — «зибн зибецик», и также на языке страны (английском) — «севен севенти».
87 Глава «Вайецэ» 28:14.
88 И нужно сказать, что это идея пролома Храма наподобие (и намного больше) пролома всего Иерусалима, как сказано («Захария» 2:8): «Без крепостной стены жить будет Иерусалим»*.
* И вместе с этим — «И Я буду ему... стеной огненной...» (там, 9).
89 Глава «Ваейшев» 38:29.
90 «Агадат Берейшит» в конце гл. 63. И см. «Берейшит раба» в конце гл. 85 и в комментарии РАШИ.
91 «Миха» 2:13.
92 И нужно заметить, что числовое значение слова «Дом Мошиаха» это «распространишься» (770). И умный поймет.
93 См. сборник вопросов и ответов РАШБА часть 1, п. 9. И еще.
94 См. «Ликутей Тора» в начале главы «Бееалотха». И еще в других местах.
95 И нужно заметить, что Освобождение связано с числом 7: «Седьмое Освобождение... что в будущем освободятся в седьмой» (трактат «Мегила» 17б).
96 Включая также совершенство сотен (ведь его служение было в полном совершенстве, как «столетний как будто умер и ушел из мира» (трактат «Авот» в конце гл. 5)) — когда каждая десятка включает в себя десять (семьсот).
97 «Ваикра раба» 29:11. И см. на слова «Я пришел в Свой сад» 5700 года вначале. И подробнее — на эти же слова, 5701 года («Сефер маамарим» «Я пришел в Свой сад» часть 1, стр. 29 и далее).