Не обращай свое сердце к праздным делам (3:4) Кто не спит по ночам, одиноко бродит по дорогам и обращает свое сердце к праздным делам, тот сам подвергает себя опасности.
Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом (2:2) Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом — ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех.
Десятью речениями был создан мир (5:1) Почему наказание и награда относятся к миру, который был создан за десять речений, хотя он «весит» только одно?
Люди бы живьем проглатывали друг друга (3:2) Необходимо учиться вместе, а не доминировать над своим товарищем, ведь с помощью совместной учёбы происходит раскрытие Всевышнего.
И будете у Меня народом священным (4:13) По объяснению Ребе, эти слова намекают на три положительных качества, на «короны», которые были даны этому народу в начале дарования Торы...
Говорить от имени автора (6:6) Признание нашего Творца, Который произносил речи и создавал мир, является сутью нашей работы для того, чтобы привести Освобождение.
Прямой путь для человека (2:1) Этот подъем осуществляется не для того, чтобы отделиться от мира, а наоборот, при этом человек проникает в мирские вещи.
Кто силен? Тот, кто подавляет свои наклонности (4:1) Единственной целью порицания должно быть его самосовершенствование.
Заповеди: потеря или вознаграждение? (2:1) В чем именно преимущество вознаграждения за заповедь над потерей от ее выполнения? Не только в том, что потерять от выполнения заповеди можно лишь материальные вещи, а выиграть — также и духовные...
Видеть зарождающееся (2:10) Духовным зрением умный видит то, откуда зарождается корень поступка. Он следит за своими мыслями еще до того, как они облекутся в слова и действия. Поэтому его способность видеть спасает его от греха.
Наиболее быстрый путь для раскрытия Мошиаха (2:1) Вопрос такой: так как мы уже завершили всю работу в течение изгнания, каков наиболее легкий и быстрый путь для раскрытия Мошиаха (начиная от раскрытия Мошиаха в каждом еврее)?
И создавайте много учеников… (1:1) Достоинство учителя проявляется в том, что он прививает своим ученикам способность обучаться самим, умение своими силами приходить к новым идеям.
Принять и передать (1:1) Вначале еврей принимает, получает, однако Тора не остается у него в таком состоянии. Любой еврей обязан учиться с другими, распространять Тору вокруг себя.
Этапы на пути изучения Торы (1:1) Мужи большого собрания учат нас, что даже самые низкие ступени показывают нам силу Б-га, и нам нужно достигнуть также и этой ступени, и именно так служить Б-гу.
У каждого еврея есть доля в будущем мире Это изречение учит нас, что у любого еврея в равной степени есть доля в будущем мире. Будущий мир — это мир воскрешения из мертвых, когда души будут в телах. «У всех евреев есть доля в будущем мире».
Кто мудр? Тот, кто у всех учится (4:1) Мудрый человек смотрит на все вещи очень пристально и вглубь, поэтому он может видеть всякую вещь в ее полноте. Мудрость позволяет понять, какие вещи являются положительными, а какие отрицательными.
Занимающийся Торой ради нее самой удостаивается многих вещей (6:1) Занимающийся Торой ради нее самой удостаивается многих вещей: весь мир создан для него, он зовется другом, любимым, любящим Б-га, любящим людей, радующим Б-га, радующим людей...
Какой путь называется прямым? (2:1) Ребе Король Мошиах объясняет, что существуют два способа, чтобы еврей смог победить свою животную душу и свое злое начало, пытающееся уговорить человека преступить через желание Всевышнего, и найти прямой путь.
Будь смиренным духом перед каждым человеком (4:4) Два вида смирения соответствуют двум версиям: «перед каждым человеком» или «перед всеми людьми».
По мукам и вознаграждение (5:23) Еврей, принимающий на себя дополнительные страдания, новые вещи, устрожения заповедей, хорошую привычку… похож на прозелита. И тогда осуществляется сказанное: «По мукам и вознаграждение».
Почему в трактате «Авот» не упоминается 10 заповедей? (5:1-6) Отсутствие упоминания; десяти заповедей включает в себе следующие указание: изучение Торы должно быть «ради Имени» — ради самой Торы, без всякой посторонней цели.
Трактат «Авот»: учиться у всего (5:20) Желая увековечить в поколениях сокровенные тайны Творения, мудрецы не желали, чтобы знания попали к недостойным. Поэтому, они избирали такие формулировки, буквальный смысл которых уводил бы глупцов в сторону от Истины.
Держать ответ и давать отчет (3:1) Всевышний дает ему увидеть другого человека, совершившего подобный грех. Высказывая свое мнение, какое наказание полагается другому, он тем самым выносит приговор себе.