В четвертой главе трактата «Авот» сказано: «Будь смиренным духом перед каждым человеком». Есть две версии написания: 1) Перед каждым человеком («адам»). 2) Перед всеми людьми («а-адам»).
Мы видим, что цитируя эти слова Алтер Ребе в молитвеннике выбирает первую версию, а в книге «Тания» (30 глава) — вторую.
Известно, что Алтер Ребе очень тщательно относился к выбору каждого слова и даже буквы в книге «Тания». Тогда понятно, что раз он использовал в ней менее распространенную версию, то это принципиально важно для объяснения той идеи, о которой идет речь в книге «Тания».
Для того, чтобы стать смиренным духом перед всеми людьми, есть два пути:
1) Задуматься о том, что свое собственное совершенство мы получаем от других людей. Несмотря на свое высокое положение, каждый человек нуждается в других людях, ведь весь еврейский народ представляет собой единый организм. Это похоже на то, как тело человека передает жизненную силу всем органам. При этом даже ноги способны приводить голову к совершенству тем, что они в состоянии перенести все тело в место назначения.
2) Задуматься о своей низости: я ниже всех, я неоднократно нарушал запреты и заповеди Всевышнего, поэтому я хуже даже самого последнего злодея. Ведь возможно, что он оступился из-за того, что на него повлияла окружающая среда или из-за того, что злое начало у него очень сильное. А у меня злое начало не такое сильное, поэтому несмотря на то, что я совершил менее серьезное прегрешение, я хуже этого злодея.
Разница между этими подходами такова: в первом случае человек становится смиренным перед евреями, так как только еврейский народ составляет одно целое, а во втором — также и перед народами мира, ведь он может найти у себя такие недостатки, которых нет у нееврея. Более того: он даже хуже нечистых животных, так как они не меняют своей задачи в мире, а он может стремиться к запрещенным вещам, что противоречит воле Всевышнего.
Эти два вида смирения соответствуют двум версиям: «перед каждым человеком» или «перед всеми людьми». В первом случае речь идет о только о евреях, а во втором — также и о народах мира. Первый путь ведет к смирению перед евреями, а второй — перед всеми людьми.
Есть еще одно различие: первый вид размышлений приводит к смирению, но не к грусти, так как из него не следует, что человек ведет себя плохо, а только что он нуждается в других, а второй вид приводит к грусти или даже к унынию.
Служение человека должно быть в радости, поэтому обычный порядок таков, что мы используем первый вид размышлений, чтобы пробудить в себе смирение духа. Но если человек находится в ситуации, когда он уже не может больше бороться со злым началом, требуется «разбить» его с помощью грусти и горечи.
Поэтому основной вариант гласит: «Будь смиренным духом перед каждым человеком». Но в книге «Тания», где дается совет для борьбы с отуплением сердца, используется вариант: «Будь смиренным духом перед всеми людьми».