В трактате «Поучения Отцов» (3:1) сказано: «Знай… перед кем ты будешь держать ответ и давать отчет». Эти слова требуют пояснения: ведь по обычному порядку вещей сначала происходит «отчет», а только потом «ответ». Другими словами, после того, как дан отчет, в соответствии с его результатами, можно вынести приговор суда. Почему же здесь говорится наоборот: сначала ответ, а потом отчет?
Это становится понятным в свете комментария Баал-Шем-Това на слова в «Поучении Отцов» (3:16): «Наказывают человека с его ведома и без его ведома». Баал-Шем-Тов объясняет, что Свыше наказывают человека только «с его ведома», когда он сам выносит себе этот приговор, но человек выносит этот приговор «без ведома».
Это происходит так: Всевышний дает ему увидеть другого человека, совершившего подобный грех. Высказывая свое мнение, какое наказание полагается другому за его грех, он тем самым выносит приговор себе самому, и тогда он получает такое же наказание. И это означает «с его ведома и без его ведома»: «с его ведома» — это его собственное решение, но это приходит «без его ведома» — он не знал, что тем самым он выносит приговор также себе самому.
Теперь становится понятен смысл фразы «ответ и отчет», сначала ответ, и потом — отчет. Сначала человек получает приговор, который он вынес за подобное действие, а после этого уже делают отчет — что он совершил такое же действие, само собой, ему полагается такой же приговор суда.