СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 23:40

2. Введение. Спокойствие, только спокойствие

Доверьтесь Б-гу, и это душевное спокойствие позволит вам посвятить себя служению Ему. Зачем выбирать тревогу, если можно выбрать спокойствие? Положитесь на Б-га и примите Его Промысел.

07.12.2022 1208 мин.

Какова польза упования? Во-первых, польза заключается в том, что упование на Всевышнего освобождает человека от беспокойства, позволяя ему посвятить свою энергию служению Б-гу.

Среди преимуществ Торы — спокойствие души, которая свободна от волнений в результате упования на Б-га, подобно тому, как слуга обязан полагаться на своего господина.

В следующих нескольких абзацах автор покажет, что только человек, полагающийся на Б-га, может быть по-настоящему свободен от беспокойства и обладать спокойным состоянием души.

Доверие к Б-гу имеет свою собственную неотъемлемую пользу. Баал-Шем-Тов учит («Кетер Шем Тов» п. 382), что человек должен молиться об укреплении своего доверия, потому что, когда Б-г желает наказать, Он начинает с того, что лишает человека доверия к Нему.

Это можно понять в свете высказывания Ребе МААРАШа («Торат Шмуэль» 5626 г., стр. 168): «Еврей никогда не испытывает недостатка в средствах к существованию; скорее, ему недостает доверия к Б-гу. Каждому еврею приготовлено изобилие пропитания; однако, если человеку не хватает доверия, пропитание не доходит до него.

Ребе Король Мошиах объясняет, что упование похоже на кран: когда оно у нас есть, кран открыт, и наши благословения льются через него. Однако, когда его не хватает, кран закрывается.

Слуга обязан доверять своему господину. Первое преимущество упования в отношении религиозной жизни — это состояние спокойствия, которое позволяет нам посвятить себя служению Б-гу. Автор объясняет это притчей о слуге, который должен полагаться на своего господина во всех своих нуждах и заботится только о своей ответственности перед своим господином. Точно так же, как служители Б-га, мы верим, что Он позаботится о наших нуждах, и поэтому мы заботимся только о выполнении наших обязанностей по отношению к Нему.

Упование подобно крану: когда он у вас есть, кран открыт, и ваши благословения льются через него. Однако, когда вам этого не хватает, кран закрывается.

Если человек не уповает на Б-га, он начинает полагаться на что-то другое, но не на Б-га.

Если человек не уповает на то, что Б-г позаботится о нем, он, фактически, уповает на что-то другое. Есть такие, кто вместо того, чтобы уповать на Б-га, полагаются на самих себя и свои способности, на других людей, т.е. на различных специалистов. Все это противоречит спокойствию, достигаемому упованием только на Б-га.

Из письма Ребе Короля Мошиаха (Игрот Кодеш том 4, стр. 256):

Вам дали два выбора: пока Вы не увидите исполнение благословения, Вы будете беспокоиться о том, что Вас тревожит: а вдруг, не дай Б-г, благословение не будет исполнено? И после этого, когда благословение исполнится, у Вас возникнет еще одно беспокойство: почему Вы должны были тратить так много времени, беспокоясь о себе? В качестве альтернативы, Вы можете [продолжать], быть сильными в вере в Б-га и полагаться на Него с уверенностью, что Он поведет Вас по правильному пути и исполнит все благословения, которые были Вам даны. Впоследствии, когда Вы увидите, что они действительно были выполнены, Вы сможете сказать себе: «Посмотрите, как хорошо я себя вел! Я не беспокоился о вещах, о которых не было необходимости беспокоиться».

Доверьтесь Б-гу, и это душевное спокойствие позволит вам посвятить себя служению Ему.

Если человек уповает на что-то иное, чем на Б-га, то Б-г удаляет от него Свой Божественный Промысел и оставляет его в руках того существа, на которое он уповает.

РАМБАМ объясняет («Путеводитель для заблудших» 3:51), что когда мы отделяемся от Б-га, Он также отделяется от нас, оставляя нас быть подверженными любому злу, которое может постигнуть нас. В этом смысл стиха («Дварим» 31:17): «И сокрою от них лицо Мое, и истребятся они, и постигнут их многие злоключения и беды». В тот день они скажут: Не оттого ли постигли нас эти бедствия, что Б-га нашего нет среди нас?» Ясно, что мы являемся причиной Б-жественного сокрытия и что перегородка, отделяющая нас от Него, создана нами самими.

«Кли Якар» объясняет смысл стиха («Ваикра» 26:23-24): «Если ты относишься к Моим заповедям равнодушно, то ходить буду и Я с вами непостоянно, и поражу вас также и Я семикратно за ваши грехи» в том же ключе. Б-г говорит, что Его ответом на безразличие еврейского народа будет Его собственное безразличие. Иными словами, удаление Промысла Б-га от человека, уповающего на других, а не на Б-га, есть не наказание, а естественное следствие.

Существование человека зависит от Промысла и доброты Всевышнего. Когда он предпочитает не признавать этого и возлагает свою надежду на что-то иное, чем на Б-га, тогда Б-г, так сказать, отвечает тем же: «Если вы не признаете этой реальности и не нуждаетесь во Мне, то Я действительно устраню Мое Провидение от вас, и ваша судьба будет зависеть от того, на что вы возлагаете свои надежды». Это не значит, что Б-г действительно удаляет Свой Промысел от человека; скорее, Он затемняет Свое участие.

Хотя все в мире исходит от Б-га, есть два уровня Божественного Провидения:

1) Внутреннее Провидение. В этом более высоком слое участие Б-га в явлениях природы не скрыто, и Его «отпечатки пальцев» совершенно очевидны. Человек может обнаружить сверхъестественную силу, направляющую его жизнь.

2) Внешнее Провидение. На этом нижнем уровне Б-г также является высшим источником (поскольку все исходит от Него). Однако это маскируется природными ловушками. Человек не может обнаружить, что в дело вовлечен Б-г, и ему кажется, что он руководит своей собственной судьбой — «своей собственной жизнью», — подчиняясь прихотям природы. Это потому, что он решил довериться изменчивым элементам, а не Самому Б-гу (см. «Ликутей Сихот» том 31, стр. 171; том 18, стр. 199).

Зачем выбирать тревогу, если можно выбрать спокойствие? Выбирайте упование!

Автор цитирует пять стихов, которые показывают, что если человек не полагается на Б-га, он должен полагаться на какую-то другую сущность; и тем самым он заставляет Б-га удалить от него Своё Божественное Провидение.

И человек, который уповает на что-то иное, чем на Б-га, будет подобен тому, о ком сказано (Ирмияу 2:13): «Ибо два зла совершил народ Мой: Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, сосуды пробитые, которые не держат воды».

Этот стих подразумевает, что человек, который не уповает на Б-га, автоматически уповает на нечто иное. Во-вторых, это подразумевает, что так же, как пробитый сосуд не выдерживает воды, он в конце концов потеряет благословения Свыше. Отсюда и выдвинутая автором мысль о том, что Б-жий Промысел удален от тех, кто на Него не уповает.

Этот стих также указывает на двойную глупость отказа от веры в Б-га, Который является источником всего. Человек, не доверяющий Ему, по сути, покидает родник — источник воды в водоемах — и вместо этого уповает на что-то иное, чем на Б-га. Эти «другие» являются просто «сосудами», через которые Б-г обеспечивает Свой народ, и без Божьего обеспечения становятся разбитыми сосудами.

Положитесь на Б-га и примите Его Промысел.

Вода в стихе относится к хорошим вещам, которые дарованы нам. Б-г упоминается как источник живой воды, потому что благо, которое исходит непосредственно от Него, подобно живой воде, которая исходит непосредственно из источника и не подлежит никакому прерыванию.

Это контрастирует с водой, которая находится в разбитых сосудах, которая относится к добру, которое приходит к человеку в результате упования на какую-либо сущность, кроме Б-га. Подобно тому, как вода, которую можно найти в разбитых сосудах не исходит из своего источника и не может вместиться в сосуд, так и добро, которое человек получает от сущностей, отличных от Б-га не исходит непосредственно из своего источника — Б-га — и также в конце концов перестанет существовать.

И как сказано в стихе (Псалмы 105:20): «И променяли славу свою на изображение тельца, едящего траву».

Этот стих относится к тому времени, когда евреи поклонялись золотому тельцу, заменяя Б-га изображением быка, питающегося травой. В последующих стихах говорится, что Б-г был готов уничтожить еврейский народ в качестве наказания, но Моше-рабейну заступился за них. Здесь также мы видим, что в результате того, что евреи заменили Б-га другим существом, Он был готов удалить Свой Промысел и уничтожить их.

И как сказано в стихе (Ирмияу 17:7): «Благословен человек, который полагается на Г-спода и Г-сподь будет опорой ему».

Этот стих заверяет, что если у нас есть доверие к Б-гу, мы будем защищены Им, но он также подразумевает, что если нам не хватает доверия, мы не будем защищены.

И как сказано (Псалмы 40:5): «Счастлив человек, который сделал Г-спода своей опорой и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи».

Стих хвалит человека, который полагается на Б-га, а не обращается к кому-то другому. В этом стихе мы также видим, что есть прямой выбор — полагаться либо на Б-га, либо придумывать другой фактор, другую сущность; другого выбора не существует.

И как сказано (Ирмияу 17:5): «Проклят человек, который полагается на человека и делает плоть своей опорой, и чье сердце отвращается от Г-спода».

Этот стих учит нас, что плохие вещи постигают человека, который полагается на других людей, а не на Б-га, подтверждая первоначальное утверждение автора о том, что Б-г удаляет Свое Божественное Провидение от тех, кто не доверяет Ему.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter