СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 05:09

4. Введение. Независимость и самостоятельность

Ваши отношения не должны отвлекать вас от служения Б-гу. Доверие к Б-гу заставит человека не служить никакому другому существу.

18.12.2022 963 мин.

Теперь автор переходит к перечислению еще одного преимущества упования в Торе:

Среди преимуществ упования в Торе есть такое, что доверие к Б-гу заставит человека не служить никакому другому существу.

Человек не обратится к идолопоклонству, ища «другого Б-га». Его вера в то, что Б-г обеспечивает его нужды, предотвратит ошибочный вывод о том, что Б-г оставил контроль над миром на усмотрение звезд, созвездий и т.п. и что поэтому он должен служить им, чтобы получать средства к существованию.

Талмуд («Шабат» 156а) учит, что евреи не подчиняются законам астрологии и судьбы. Говоря словами Талмуда: «Эйн мазаль ле-Исраэль». Магид из Межирича, рабби Дов-Бер, объясняет это с хасидской точки зрения, читая первое слово с другой огласовкой: «Айн — мазаль ле-Исраэль». Это означает, что источник всей Божественной энергии, создающей и поддерживающей мир, атрибут мудрости Всевышнего, известный как «айн» — это и есть судьба еврея.

Кроме того, стих «Взошла звезда от Яакова» («Бамидбар» 24:17) следует понимать следующим образом: когда изречения астрологии и судьбы («звезда») опускаются, чтобы воздействовать на мир («взойти»), это происходит из-за народа Яакова, а именно благодаря их заслугам и их успеху.

Ваши отношения не должны отвлекать вас от служения Б-гу

Ему не нужно будет возлагать надежду на человека или ожидать чего-либо от других людей. В результате его полной уверенности в Б-ге, он будет избегать поступков, отвлекающих его от служения:

Ему не нужно будет подчиняться им, чтобы завоевать их благосклонность, и он не будет чувствовать необходимости льстить им. Поэтому он не согласится проводить с ними время по вопросам, не связанным со служением Б-гу. Он не будет бояться их порочного поведения — последствий того, что он не льстит им, — и он не будет бояться их споров с ним.

В результате он не будет чувствовать себя обязанным присоединиться к их неподобающему поведению.

Скорее, он избавится от их благосклонности и заботы о том, чтобы быть милостивым к ним, а также от обязательства отплатить им за любое добро, которое они ему сделают. Если ему нужно упрекнуть их, ему не нужно будет остерегаться оскорбления их чести, и если ему нужно пристыдить их, упрекая их, он не будет смущен и не будет хвалить их лживые пути.

Человек, средства к существованию и успех которого зависят исключительно от других людей, должен убедиться, что он остается с ними в хороших отношениях, чтобы они продолжали заботиться о нем. Это может увести его от его служения Всевышнему несколькими способами: он может почувствовать потребность польстить им или даже присоединиться к их неподобающему поведению, чего он никогда бы не сделал, если бы не зависел от них.

Напротив, человек, у которого есть упование на Всевышнего, не колеблясь упрекнет его, даже если это требует причинения оскорбления. Кроме того, если для упрека им нужно, чтобы он пристыдил их, он не будет стесняться этого, так как он не полагается на них в своих нуждах.

Следующие стихи подтверждают вышесказанное: тот, кто доверяет Б-гу, может упрекать других без стыда и страха перед последствиями и сможет противостоять нечестивцам.

Часто, если человек в первую очередь заботится о том, чтобы не быть оскорбительным, его упрек не произведет должного эффекта. В общем, человеку, упрекающему другого, не позволено смущать его. Однако бывают случаи, когда это может быть разрешено и даже необходимо. См. «Мишне Тора» РАМБАМа, «Законы об образе жизни» 6:8. См. «Врата служения Всевышнему», конец гл. 10.

Как сказал пророк (Йешаяу 50:7): «И Г-сподь Б-г помогает мне, поэтому не стыжусь я, поэтому сделал я лицо свое, как кремень, и знаю, что не буду посрамлен». И как сказано (Йехезкель 2:6): «А ты, сын человеческий, не бойся их и речей их не бойся», и в конце того же стиха сказано: «Речей их не бойся и лиц их не страшись». И как сказано (Ирмияу 1:8): «Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы спасти тебя», и далее в той же главе сказано (там же 17): «Не страшись их». И сказано (Йехезкель 3:9): «Как алмаз, (что) крепче камня, Я сделал лоб твой; не бойся их и не устрашись лица их, ибо мятежны они».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter