СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 00:20

5. Введение. Душевное спокойствие и безмятежность

Ваше доверие Б-гу избавит вас от финансовых забот. Ваше доверие Б-гу сведет к минимуму ваше беспокойство и приведет вас в мирное состояние ума. Б-г не ограничен природой и всегда обеспечит тех, кто полагается на Него, в их нуждах. Упование может помочь вам полюбить место и дом, в котором вы живете.

20.12.2022 966 мин.

Среди преимуществ упования на Всевышнего в Торе: когда человек доверяет Б-гу, он может отвратить свое сердце от озабоченности будничными делами и вместо этого посвятить себя вопросам служения Б-гу.

Ваше доверие Б-гу избавит вас от финансовых забот

По душевному спокойствию и отсутствию забот о мирских делах его можно сравнить с алхимиком, то есть человеком, умеющим превращать серебро в золото, а медь и железо в серебро, благодаря своим талантам и усилиям. Такой человек — если бы он существовал — мало беспокоился бы о своих средствах к существованию.

Человека с упованием на Б-га можно сравнить с тем, чьи средства к существованию «надежны», потому что он знает, как превращать дешевые материалы в золото и серебро, и поэтому ему не о чем беспокоиться. Фактически автор хочет сказать, что человек, уповающий на Б-га, выше алхимика.

В те годы, когда была написана эта книга, идея алхимии была привлекательной, потому что она сулила огромное богатство любому, кто добьется успеха. Поэтому автор использует актуальные в то время понятия.

Ваше доверие Б-гу сведет к минимуму ваше беспокойство и приведет вас в мирное состояние ума

Более того, человек, у которого есть упование, превосходит его по десяти причинам. Прежде всего, алхимик нуждается в определенных материалах для своей работы и не может завершить ее без них. Эти инструменты доступны не всегда и не везде.

Даже если бы алхимик добился успеха, он не в состоянии обеспечить себя без определенных материалов. А человек, уповающий на Б-га, вообще не ограничен никакими техническими трудностями, потому что Б-г может обеспечить его средствами к существованию из любого источника в мире. Поэтому человек, у которого есть упование, может чувствовать себя даже более расслабленным и свободным от беспокойства, чем алхимик.

В то время как человек, который уповает на Б-га, получает пропитание из любых доступных в мире средств. Как сказано в стихе («Дварим» 8:3) о манне, которую евреи ели в пустыне: «Дабы Он дал вам знать, что не хлебом одним живет человек, но тем, что исходит из уст Г-спода, человек жив».

В пустыне евреи не получали поддержку Б-га обычным образом, через потребление пищи. Вместо этого Он дал им манну, которая падала с неба. Это показывает, что Б-г не ограничен естественным порядком; Он может обеспечить нас так, как пожелает.

Как продолжает автор:

Ибо у Б-га нет недостатка в средствах к пропитанию в любое время и в любом месте. Как вы знаете из истории Элияу с воронами и с вдовой, и из того, как Б-г поддержал его лепешкой на углях и флягой с водой.

Эти истории показывают, что Б-г не ограничен природой и всегда обеспечит тех, кто полагается на Него в своих нуждах. Когда пророк Элияу возвестил нечестивому царю Ахаву и его жене Иезавели о предстоящем голоде и засухе, Б-г велел Элияу спрятаться от возмездия у ручья около Иордана. Б-г обещал, что прикажет воронам поддерживать его там пищей, и что Элияу будет брать воду из ручья. Элияу послушал Б-га, как говорится: «Вороны приносили ему хлеб и мясо утром и хлеб и мясо вечером». Согласно Талмуду («Хулин» 5а), эту пищу вороны брали с кухни царя Ахава.

После того, как ручей высох — из-за отсутствия дождя — Б-г повелел Элияу идти в город Царфат, где о нем позаботится одна вдова. И действительно, когда он входил в город, вдова стояла у городских ворот и собирала дрова, и она дала Элияу воду. (См. Млахим I гл. 17).

После столкновения между Элияу и лжепророками Ваала на горе Кармель, весь еврейский народ принял власть Б-га, а также лидерство пророка. Затем Элияу велел убить всех лжепророков и не дать никому уйти.

Услышав это, царица Иезавель сообщила Элияу, что его ждет та же участь. Пророк бежал в пустыню, но попросил Б-га лишить его жизни. Затем Элияу заснул, когда ангел коснулся его и сказал ему встать и поесть, потому что ему предстоит долгое путешествие. Элияу поднял взгляд и обнаружил у своей головы испеченную на углях лепешку и фляжку с водой. (См. там же 19:5-6)

Эту концепцию можно увидеть и в истории Овадии с пророками, о которой он сказал (Млахим I 18:13): «Я укрыл сто человек из пророков Г-спода — по пятьдесят человек в каждой пещере — и Я обеспечил их хлебом и водой». И как сказано (Псалмы 34:11): «Молодые львы терпят нужду и голодают, а ищущие Г-спода не испытывают недостатка ни в каком благе». И как сказано в предыдущем стихе: «Бойтесь Г-спода, святые Его, ибо нет нужды в боящихся Его».

В этих последних двух стихах мы снова видим, что те, кто полагаются на Б-га, ни в чем не нуждаются. Как уже упоминалось, это потому, что Б-г имеет неограниченные возможности обеспечить тех, кто полагается на Него.

Овадия был богобоязненным пророком, который пережил гнев злого царя Ахава. Когда нечестивая царица Иезавель убила пророков, Овадия, которого пощадил царь, спас сотню пророков. Несмотря на их ужасное положение, Б-г нашел способ накормить этих пророков (через Овадию).

Б-г не ограничен природой и всегда обеспечит тех, кто полагается на Него, в их нуждах

Вторая причина того, что человек с упованием превосходит алхимика. Алхимику необходимо выполнять определенные действия и процедуры для производства серебра и золота, и без них он не может достичь своей цели. Кроме того, возможно, что пары и дым, которые он вдыхает, приведут к его смерти из-за того, что он постоянно работает с ними днем и ночью. И наоборот, человек, который полагается на Б-га, защищен от любых неудач в настоящем, а также уверен, что с ним не случится ничего плохого в будущем. Это потому, что он верит, что все, что с ним происходит, исходит от Б-га и, следовательно, будет причиной радости и счастья. Его пропитание придет к нему спокойным и мирным путём.

Поскольку его работа не ограничивается работой, которая включает в себя определенные действия и процедуры, его средства к существованию более безопасны, чем у алхимика. Кроме того, ему не нужно беспокоиться об опасностях, присущих работе, как это делает алхимик.

Это будет причиной радости и счастья. Вполне естественно и легко заметить, что плохие вещи случаются даже с теми, у кого есть упование. Тем не менее, поскольку такой человек верит, что все, что делает Б-г, идет на благо, он способен с радостью принимать все, что встречается на его пути. Кроме того (и, возможно, это более высокий уровень упования, что) человек, который доверяет Б-гу, постоянно счастлив, потому что он знает, что сложная ситуация только кажется такой, но по своей сути это благо.

В Талмуде («Таанит» 21а) рассказывается история мудреца Нахума, который всегда реагировал на несчастья с непоколебимым оптимизмом, говоря, что все, что делает Б-г, идет во благо. Даже когда что-то представлялось нехорошим или даже казалось плохим, Нахум говорил: «И это к добру». Вплоть до того, что люди вскоре стали называть его Нахум — «человек-и-это-к-добру».

Однажды Нахума послали к римскому императору от имени еврейского народа, чтобы попытаться убедить его быть добрее к евреям. Он взял с собой шкатулку, наполненную золотом и бриллиантами, в подарок императору. По дороге он остановился в гостинице. Увидев большие сокровища, трактирщик украл содержимое ящика и подменил его песком и землей. На следующее утро он продолжил свой путь, не зная о действиях трактирщика.

Когда Нахум, наконец, добрался до Рима, он представился императору и вручил ему коробку в подарок от еврейского народа. В ящике не оказалось ничего, кроме песка и земли. Император, думая, что евреи издеваются над ним, приговорил его к смерти. Нахум не смутился и, как обычно, сказал: «Это тоже к добру».

Затем явился пророк Элияу в образе одного из советников императора и сказал: «Император, евреи, конечно, не стали бы насмехаться над императором. Возможно, это не обычный песок и грунт. Однажды я слышал, что когда Авраам, первый еврей, пошел на битву против четырех царей, он бросал в своих врагов песок и землю, которые Б-г затем превратил в стрелы и смертоносное оружие. Может быть, этот песок и земля одного сорта?»

Император, воевавший с неким врагом, приказал испытать этот песок и почву на фронте. Действительно, заключает Талмуд, произошло чудо: песок и земля превратились в смертоносное оружие. Нахум был не только оправдан, но и осыпан наградами и похвалами.

Более глубокое понимание истории: у императора уже было много драгоценных камней, поэтому такой подарок мог не достичь своей намеченной цели. Только «песок», выглядевший как роковой поворот судьбы, был для него поистине драгоценным и неповторимым подарком.

Поэтому человек, который доверяет Б-гу, верит, что какими бы ужасными ни казались вещи, они по своей сути хороши и действительно являются лучшим способом выполнить то, что ему нужно. Поэтому он радостен (см. «Ликутей Сихот» том 2, стр. 394).

Как сказано (Псалмы 23:2): «На пастбищах травянистых Он укладывает меня, на воды тихие приводит меня». Третья причина. Алхимик замыкается от других из-за того, что он заботится только о себе.

Из-за этого он не может доверять другим и получать необходимые советы, чтобы добиться успеха. Алхимики были, по сути, фальшивомонетчиками, поэтому они боялись, что правительство обнаружит их занятие.

Наоборот, человек, уповающий на Б-га, не боится никому рассказывать о своих чувствах. Наоборот, он хвалится этим, как сказал Давид (Псалмы 56:12-13): «На Б-га полагаюсь, не устрашусь. Что сделает мне человек?» Четвертая причина. Алхимик должен либо заготовить много золота и серебра на тот момент, когда они ему понадобятся, либо заготовить нужное количество на промежуточный период.

Так или иначе, алхимик постоянно находится в состоянии беспокойства:

Если он приготовит много, то будет постоянно бояться, что каким-то образом потеряет уже добытое им серебро или золото. Он не сможет чувствовать себя спокойно или расслабленно из-за страха перед королем, который может отобрать это у него, и из-за страха перед людьми, которые могут украсть это у него. Если, с другой стороны, он заготавливает столько золота и серебра, сколько ему хватит на короткое время, может возникнуть ситуация, когда он не сможет производить больше из-за отсутствия необходимых материалов — в то время, когда он будет в них очень нуждаться.

В обоих приведенных выше сценариях алхимик беспокоится, что может остаться без гроша в кармане. Либо он боится, что накопленное серебро или золото будет конфисковано или украдено у него, либо он опасается, что потенциально может остаться ни с чем в результате неспособности производить больше.

Теперь автор противопоставляет этому человеку, который полагается на Б-га:

Однако человек, который уповает на Б-га, твердо верит, что Б-г поддержит его в то время и в том месте, которое пожелает, — так же, как Он поддерживает плод в утробе матери и цыпленка в яйце, ведь там нет даже и отверстия, через которое могла бы проникнуть пища. Б-г обеспечивает каждого пропитанием, даже если кажется, что естественного источника нет. Точно так же Б-г обеспечивает пропитание птице в воздухе и рыбе в воде и Он обеспечивает муравья и червя. Сравните это с тем фактом, что иногда даже лев, несмотря на свою силу, не имеет пропитания, как написано (Псалмы 34:11): «Молодые львы терпят нужду и голодают, а ищущие Г-спода не испытывают недостатка ни в каком благе» и как сказано (Притчи 10:3): «Не допустит Господь, чтобы (страдала от) голода душа праведного, достояние же нечестивых отвергнет», и как сказано (Псалмы 37:25): «Молод я был и состарился, но не видел я праведника оставленного и детей его, просящих хлеба».

Эти три стиха говорят о том, как заботятся о человеке, который уповает на Б-га, и поэтому у него нет причин для страха.

Пятая причина. Алхимик находится в постоянном страхе из-за своего занятия. Он боится всех людей вокруг.

Он боится, что король или судьи узнают о его занятии и конфискуют все золото или серебро. Точно так же он боится, что другие люди донесут на него властям.

Однако человек, который уповает на Б-га, будет вызывать благоговение даже у великих и уважаемых людей. Даже звери и камни будут стремиться исполнить его волю и не причинят ему вреда, как сказано о «живущим под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитающим» (Псалмы 91:1). И как сказано (Йов 5:19-20): «В шести бедствиях Он спасает тебя, и в седьмом — не коснется тебя зло. Во (время) голода Он избавляет тебя от смерти, и во (время) войны — от руки меча».

Эти стихи также описывают, как Б-г спасает человека от всевозможных бед. Их цитируют как еще одно доказательство того, что даже животные и неодушевленные предметы не причинят вреда человеку, который уповает на Б-га.

Шестая причина. Алхимик не защищен от болезней, которые мешают ему быть довольным своим богатством и препятствуют извлекать выгоду из своего имущества. Точно так же они мешают алхимику наслаждаться богатством, которое он накопил в результате своего тяжелого труда. И наоборот, человек, который уповает на Б-га, защищен от недугов, за исключением страданий, которым он подвергается в качестве средства искупления или для увеличения своей награды в грядущем мире. Как написано (Йешайа 40:30): «И утомятся юноши и устанут, и молодые споткнутся». В следующем стихе говорится: «А надеющиеся на Г-спода обновят силу, поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся». И как сказано в стихе (Псалмы 37:17): «Ибо мышцы нечестивых сокрушены будут, а праведника поддерживает Г-сподь».

Эти стихи приводятся как доказательство того, что даже молодые и сильные люди могут стать слабыми из-за болезней и тому подобного, а праведники и те, кто полагаются на Б-га, остаются сильными.

Бедствие постигает человека, чтобы он мог искупить совершенный грех. При этом страдания очищают его тело, чтобы, когда придет время, его душа могла покинуть этот мир в таком же чистом состоянии, в каком она вошла в него. Будучи наказанным физически в этом мире, он не будет нуждаться в наказании за грех в мире грядущем, потому что легкое страдание в этом мире спасает человека от сурового наказания в мире грядущем (см. «Тания» послание 12 и комментарий Ребе Короля Мошиаха).

Еще одна причина страданий, объясняет автор, заключается в том, что физическая боль в этом мире обменивается на духовную награду. Талмуд («Менахот» 29б) учит, что, когда Моше, нашему учителя, показали смерть рабби Акивы, чью кожу римляне сдирали, Моше спросил Б-га: «Разве это награда за изучение Торы?» Б-г ответил: «Молчи! Это Моя воля». Однако его можно понять и на мистическом уровне через более буквальный перевод слов: «Молчи, (потому что) через (эту физическую боль) он возвысится до (соединится и прилепится) к Моей (высшей) воле.

Седьмая причина. Существует вероятность того, что алхимик не сможет использовать свое золото и серебро для получения еды, потому что еда может быть недоступна в его городе на определенные времена. Как сказано (Йехезкель 7:19): «Серебро свое выбросят на улицы». Точно так же сказано (Цфанья 1:18): «Ни серебро их, ни золото их спасти не сможет их».

Наличие богатства не гарантирует, что у человека есть еда. Йехезкель предсказал, что во время голода золото и серебро еврейского народа не помогут, и поэтому выбросят его на улицу.

Наоборот, человек, который уповает на Б-га, не будет испытывать недостатка в пище ни в какое время и ни в каком месте, до конца своих дней, как сказано (Йов 5:20): «Во время голода Он избавляет тебя от смерти», и как сказано (Псалмы 23:1): Г-сподь — пастырь мой. Не будет у меня нужды (ни в чем)». Точно так же сказано (Псалмы 37:19): «Не будут они пристыжены во время бедствия и в дни голода будут сыты».

Все эти стихи говорят о том, что о праведниках всегда заботятся, даже во времена бедствия и голода.

Восьмая причина. Алхимик не может оставаться на одном месте из страха, что его тайна будет раскрыта.

Автор говорит, что алхимик, опасаясь, что его тайна будет раскрыта, не сможет довериться другим, чтобы получить совет, который ему может понадобиться. Здесь автор добавляет, что из-за боязни, что его тайна может быть раскрыта, он постоянно находится в движении и никогда не чувствует себя комфортно, находясь на одном месте.

Упование может помочь вам полюбить место и дом, в котором вы живете

Однако человек, который уповает на Б-га, находится в безопасности на своей земле и имеет душевный покой, живя в том месте, где он живет, как написано (Псалмы 36:10): «Потому что у Тебя источник жизни, в свете Твоем видим мы свет». Точно так же сказано (Псалмы 37:29): «Праведники унаследуют страну и будут обитать в ней вовеки». Девятая причина. Деятельность алхимика не будет сопровождать его в конце его дней, в Мире Грядущем. Даже в этом мире он не получит ничего, кроме свободы от бедности и от зависимости от других людей. И наоборот, человек, который уповает на Б-га, находит, что его награда будет сопровождать его как в этом мире, так и в мире грядущем. Как написано (Псалмы 32:10): «А кто уповает на Г-спода, того окружает благо». Точно так же сказано (Псалмы 31:20): «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя».

Стих продолжается словами «Ты прячешь их в укрытии лица Твоего от козней людских», из чего мы видим, что этот стих конкретно относится к человеку, который полагается на Б-га.

Десятая причина. Если тайная причина богатства алхимика станет известна другим, это будет причиной его смерти, потому что его усилия и труд противоречат правилам. природы. Поэтому Б-г, Который управляет всем, поставит правителя над алхимиком и убьет его, если он не сможет скрыть свою тайну.

Это основано на Талмуде («Брахот» 55а), что бывают времена, когда Б-г не наказывает человека. Однако, если этот человек ставит себя в опасную ситуацию, Б-г, так сказать, напоминает ему о его грехах и наказывает его в это время.

Так и здесь: пока алхимик может скрывать свою тайну от короля, он не будет наказан Б-гом. Однако, как только его секрет раскрывается и он оказывается в опасной ситуации, Б-г наказывает его.

Наоборот, что касается человека, который уповает на Б-га, когда его упование на Б-га будет публично раскрыто, он станет более великим в глазах творений, и люди будут чтить его. Эти люди будут благословлены из-за их близости к нему или даже просто из-за его вида, и он станет причиной улучшений в городе. Кроме того, человек, у которого есть упование, также будет отталкивать вред от людей своего места жительства.

Их будут хвалить за заслугу быть рядом с праведником, имеющим упование. В качестве альтернативы, это следует понимать буквально — они будут благословлены за то, что находятся рядом с человеком, у которого есть упование.

Теперь автор процитирует стих в поддержку своего первого утверждения о том, что человек, у которого есть упование, «станет причиной улучшений в его городе», а затем историю в поддержку своего второго утверждения — что праведник имеет способность остановить беду от жителей его города.

Используйте свое богатство мудро и правильно

Как написано (Притчи 10:25): «Праведник есть основание мира». И как мы видим в истории о Лоте и Цоаре (см. «Берейшит» 19:21).

Первоначально Б-г постановил, что Цоар будет разрушен вместе с Сдомом, но Б-г спас его, потому что Лот решил поселиться там. И сказал ему: «Вот уступаю тебе и в этом: не ниспровергну город, о котором ты говорил. Поспеши, спасайся бегством туда; ибо я не могу ничего сделать до твоего прихода туда. Потому назвал город Цоар».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter