Закончив перечисление десяти причин, по которым уповающий на Всевышнего человек превосходит алхимика, автор продолжает перечислять другие преимущества Торы, связанные с наличием упования:
Среди преимуществ упования в отношении соблюдения Торы есть то, что человек, уповающий на Б-га, будет правильно распоряжаться своими финансами.
Это касается как богатых, так и бедных людей:
Если у человека есть деньги, он поспешит выполнить свои обязательства перед Б-гом, как покупка кошерных тфиллин, цицит, дополнительных продуктов для субботней трапезы и т.п., а также перед другими людьми, как выполнение заповеди о благотворительности, выдаче займов нуждающимся и т.д. Он сделает это охотно и великодушно.
Кроме того, он улучшит исполнение заповедей благодаря своим финансовым возможностям.
Если же у человека нет денег, он обратит внимание на то, что отсутствие денег на самом деле является милостью Б-га по отношению к нему.
Как же так?
Это потому, что в результате этого он освобождается от обязательств перед Б-гом и другими людьми, которые были бы возложены на него при наличии денег.
Еще одно преимущество отсутствия богатства:
Если бы человек был богат, он мог бы не выполнить своих обязательств и, следовательно, мог бы быть наказан. Теперь, когда у него нет денег, он свободен от этой ответственности и, конечно же, не будет наказан за невыполнение этого обязательства.
Будьте благодарны за свое финансовое положение
Он также меньше беспокоится о сохранности своих денег и заботе о них.
Хотя слово «цдака» обычно переводится как милосердие или благотворительность, его дословный перевод — «справедливость» (от слова «цедек»). Фактически, в Торе термин «цдака» часто используется для обозначения справедливого и этичного поведения.
Это различие показательно, потому что понятия справедливости и милосердия противоположны: милосердие подразумевает, что дающий человек «добр». Он дает «нуждающемуся» то, чего тот не заслуживает. С другой стороны, справедливое поведение подразумевает, что это правильно и этично.
Термин «цдака» подразумевает, что дать другому не является чем-то особенным. Скорее, Б-г «поручает» нам деньги, чтобы мы могли «распоряжаться» ими для Него (см. далее). Он дает нам больше, чтобы мы могли поделиться с другими. Следовательно, это правильно и справедливо (см. «Ликутей Сихот» том 2, стр. 410).
Постоянное беспокойство сводит человека с ума до такой степени, что он ничего не может ценить
Как было сказано об одном из благочестивых людей, что он пожелал, чтобы Б-г спас его от «рассеяния ума». Его попросили объяснить, что такое «рассеяние ума», на что он ответил: «Это если бы у меня были деньги в порту каждой реки и на высотах каждого города».
Богатый человек часто имеет имущество во многих местах. В результате его мысли рассеиваются, когда он начинает беспокоиться о своих делах. Это называется «рассеянием ума».
Вот что имели в виду мудрецы, когда говорили (Авот 2:7): «Чем больше владений, тем больше заботы», и когда они также говорили (Авот 4:1): «Кто воистину богат? Человек, довольный своей судьбой». Человек, уповающий на Б-га, получит все выгоды от денег, я имею в виду для блага своего существования. В то же время прекратятся его тревожные мысли и постоянное беспокойство. Как сказал мудрый Соломон (Коэлет 5:11): «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать».
Четвертое преимущество Торы: человек, у которого есть упование, будет использовать свое финансовое положение (будь то богатый или бедный) для дальнейшего служения Б-гу, в то время как человек, у которого нет упования, будет постоянно испытывать стресс и не в состоянии служить Б-гу должным образом.