В свете вышесказанного о сущности Освобождения, мы можем понять также и о сущности освободителя — Короля Мошиаха. С помощью этого можно будет установить его личность — узнать, кто будет Королем Мошиахом, чтобы связаться с ним. Но сначала нужно объяснить и четко определить, в чем заключается жизненная необходимость в распознавании Короля Мошиаха.
Распознавание освободителя — Мошиаха
Тема установления личности освободителя из изгнания, когда еврейский народ знает того, кто является Мошиахом, очень важна и жизненно насущна, так как освободитель еврейского народа является руководителем евреев. При этом знание о нем как об избраннике Всевышнего, принятие его власти и следование его указаниям является основой существования и деятельности евреев, как богоизбранного народа, исполняющего волю Творца.
Сомнения в том, кто именно является главой народа, появились во время первого освободителя — Моше-рабейну, когда в самом начале его пути он сам сомневался, поверят ли ему евреи и примут ли его в качестве посланца Всевышнего. Тогда он сказал («Шмот» 4:1): «Но они не поверят мне и не послушают моего голоса, ибо скажут: „Себя не дал узреть тебе Г-сподь“». И действительно, после этого возникали споры о статусе Моше, когда евреи выступали с претензиями («Бамидбар» 16:3): «И почему возноситесь вы над обществом Г-сподним?!»
То же самое можно сказать о «первом Мошиахе» — Короле Давиде, а впоследствии о его преемниках. Очень часто на эту тему в еврейском народе велись жесткие споры: Корах против Моше, Доэг против Давида (Шмуэль I 22:9), Адонияу против Шломо (Млахим I в начале), Йеровам против Рехавама (Млахим I 12,14,30) и т.д. Но это было необходимо для того, чтобы укрепить статус главы поколения.
Вера в Мошиаха и его распознавание
Знание того, кто является Мошиахом, является жизненно важным, так как цель Мошиаха — короновать Всевышнего в нашем мире с помощью евреев — что достигается благодаря обучению их знанию, внутренней части Торы, а также внедрению в них абсолютного подчинения Всевышнему. Поэтому евреи должны знать, от кого им получать это учение, и чьим указаниям следовать, чтобы информация была достоверной и соответствующей высшему намерению. И чтобы «на троне его не сидел посторонний», не дай Б-г.
Если же на троне Давида сидит посторонний человек, то будь он частью еврейского народа и знатоком Торы, но если он не избран Всевышним в качестве Мошиаха, то его открытия в Торе не являются «словами Б-га живого» — Торой Мошиаха. И поэтому он не сможет связать людей со Всевышним, как это делает Мошиах. Наоборот, со временем такой человек ещё и отдалит их от правильного пути.
Ведь только «если учитель похож на ангела — будут учить Тору из уст его». Для нас важны не знания учителя, а его святость и праведность. И самое главное, это его приверженность Всевышнему. Тем более вера в Мошиаха возможна с помощью того, кого Всевышний назначил главой еврейского народа. Поэтому нужно и необходимо знать того человека, который является избранным Всевышним Мошиахом. Нужно знать, какими путями можно связаться с ним, чтобы исполняя его указания прийти к окончательному Освобождению.
Это похоже на то, что невозможна ситуация, когда еврей будет довольствоваться только общей верой в Б-га (что в мире есть Творец), не пытаясь узнавать о Нем, ведь при этом он может стать на путь народов мира, которые следуют за своими идолами, тем самым совершая идолопоклонство, не дай Б-г.
Напротив, он обязан знать Всевышнего и провозглашать: «Г-сподь есть Б-г». И это относится также к Мошиаху, когда просто вера в него без знания о нем ничего не стоит и даже может отвратить его от истинного Мошиаха.
Распознавание Мошиаха как подготовка к Освобождению
Очевидно, что даже после падения «шалаша Давида» (Амос 9:11) — династии Давида после разрушения Храма — она не прератилась, как сказано (Псалмы 89:36-37): «Однажды поклялся Я в святости Своей — не солгу Я Давиду. Потомство его вовек пребудет, и престол его, как солнце, предо Мной».
Но наши мудрецы не довольствовались этой общей информацией, и в Талмуде возник спор о распознавании конкретного Мошиаха из потомков Давида и Шломо. И каждый из мудрецов толковал имя Мошиаха в соответствии со своим именем («Санедрин» 98б): «Ученики рабби Шило сказали: „Его имя — Шило“... ученики рабби Яная говорили: „Йенон его имя“... ученики рабби Ханины сказали: „Ханина его имя“... Сказал рав Нахман: „Если он из живых, то как я“... Сказал Рав: „Если он из живых, то как наш святой учитель“».
Таким образом, установление личности Короля Мошиаха (в каждом поколении) занимало умы еврейских мудрецов, которые придавали этому большую значимость. Они не довольствовались общей верой — что есть Мошиах среди евреев, который освободит всех со временем — а они стремились узнать кто он и искать его. Все это для того, чтобы знать, какой путь служения Всевышнему следует избрать, чтобы как следует подготовиться к Освобождению. И пишет «Сдей Хемед»: «И таким образом было примерно понятно им в каждом поколении, кто он (Мошиах)... И так это в каждом поколении: должен быть один, годящийся для того, чтобы стать Освободителем, если заслужат. (И в соответствии с этим писали также ученики АРИЗАЛа, что в его дни — был АРИЗАЛ). И все это просто».
И как уже говорилось, во все времена евреи занимались выяснением личности Мошиаха, но никогда это не было таким насущным, как в нашем поколении — поколении Освобождения, когда тот самый король, которого признали несомненным Мошиахом, станет Мошиахом на практике и освободит еврейский народ. Поэтому нет никаких сомнений, что следование его указаниям является единственным путем к Освобождению.
Несомненное распознавание Короля Мошиаха
Для нас, хасидов ХАБАДа, нет никакой проблемы в распознавании Мошиаха, так как мы верим словам нашего Ребе, который неоднократно говорил в своих выступлениях, писал и дал указание распространить эту информацию, что Ребе — глава поколения — является Мошиахом.
«Рабейну» — глава поколения, он также Мошиах (освободитель евреев) поколения, как Моше-рабейну (первый глава), «первый освободитель — он же и последний освободитель». Как известно, в каждом поколении есть «один, достойный по своей праведности быть освободителем, и когда придет время, то откроется ему Всевышний и пошлет его и т.д.». и можно сказать, что это — глава поколения, как ясно говорится в Талмуде относительно рабби Йеуда а-Наси: «Сказал Рав, если он из живых, то это как наш святой учитель», «если Мошиах среди тех, кто живет сейчас, то, несомненно, — это наш святой учитель», глава поколения.
Или еще:
Глава поколения, который является Мошиахом поколения во всех смыслах этого слова: от слова «помазанник», избранный или руководитель евреев... И не будет у меня никаких претензий, если объяснят, что глава поколения это наш праведный Мошиах в простом смысле этого слова, ведь это реальность, что глава поколения был Мошиахом в своем поколении и он Мошиах нашего поколения!
Потом Ребе сказал более конкретно о нашем поколении:
Слово «МИЯД» намекает на трех людей, связанных с предыдущим Ребе в порядке, близким к нам: Мошиах (его имя Менахем), Йосеф-Ицхак (Ребе РАЯЦ), Довбер (второе имя Ребе РАШАБа).
Есть еще много мест, где Ребе объясняет, что он является продолжением Ребе РАЯЦа, так как правление глав ХАБАДа это одно целое, только тела у них разные.
Таким образом нам понятно, что Ребе это долгожданный Мошиах, который приведет истинное Освобождение.
Самопожертвование Мошиаха
Мы стоим пораженные при виде самопожертвования Ребе, который принял на себя роль освободителя еврейского народа, хотя из-за этого «...болезни наши переносил он, и боли наши терпел он... изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими».
Как Моше-рабейну согласился стать первым освободителем, спуститься в Египет и вывести оттуда евреев, так и Ребе — последний освободитель — проявляет самопожертвование для того, чтобы привести нас к Освобождению. И успешно!
Мошиах и его учение
Чтобы мы смогли понять нашим ограниченным разумом постановление раввинов о том, что Ребе это Мошиах, нужно напомнить о том, что сказано в брошюре «Об изучении хасидизма»:
У еврейской души есть пять имён, которые соответствуют ее пяти различным уровням. Также в еврейском народе есть подобное разделение, при этом общей душой пятого уровня является Мошиах.
Также и в Торе есть пять уровней, самим глубоким из которых является внутренняя часть Торы — учение хасидизма.
Отсюда следует, что Мошиах — общая душа пятого уровня — раскрывает учение хасидизма — пятый уровень постижения Торы — в душе — на ее пятом уровне — каждого еврея. Таким образом осуществляется их объединение со Всевышним.
Об учении Мошиха сказано (Йешаяу 51:4): «Ибо Тора от Меня выйдет» и объяснили наши мудрецы: «Новая Тора от Меня выйдет, новшество в Торе от Меня выйдет» («Ваикра раба» 13:3). Во время Освобождения в мире раскроются невиданные тайны Торы. Это станет возможным только благодаря Всевышнему, который раскроет это через Мошиаха. Так как Ребе Король Мошиах полностью объединен со Всевышним, то только через него и с его помощью эти тайны смогут раскрыться в мире. Всевышний говорит с нами через его горло и на его троне не будет сидеть чужак.
Ребе — судья и пророк поколения
В субботу недельной главы Торы «Шофтим» Ребе Король Мошиах выступил с речью, в которой объяснил возможность пророчества в нашем поколении.
Вот, что он говорит нам:
Мы должны сообщить всему поколению — мы удостоились того, что Всевышний выбрал того… кто станет нам судьей и советником, и пророком нашего поколения, кто даст указания и советы всем евреям и всем людям этого поколения, по поводу Торы и заповедей и повседневного поведения… так, что все их дела будут «ради небес»… А главное пророчество — пророчество о немедленном и окончательном освобождении, о том, что «вот идет Мошиах!»
Речь идёт о реальном раскрытии пророчества Мошиаха еще перед Освобождением. В каждом поколении есть пророк, судья и советник этого поколения — это глава поколения, наш Ребе.