Вечная жизнь Короля Мошиаха
Дополнительная идея о вечной жизни Ребе Короля Мошиаха — его избранность по сравнению с другими главами поколений; Ребе является реальным Мошиахом, который обладает вечной жизнью. И эта исключительность относится только к Ребе!
Данная идея основывается на сказанном (Псалмы 21:5): «Жизни просил он у Тебя — Ты дал ему долголетие навеки». И объясняют наши учителя, что Мошиах сын Давида будет просить у Всевышнего жизнь, а Он пообещает ему долголетие навеки — вечную жизнь. Это произойдет не так, как было у Давида, который получил жизнь в подарок от Адама и праотцов, ведь о Мошиахе сказано (Йешайа 52:13): «Вот, преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно». [Здесь слово «чрезвычайно» («меод») имеет такие же буквы, как и слово «Адам», из чего учат мудрецы, что по своему уровню Мошиах будет выше даже Адама.]
И это будет дано ему не только в награду (как это обычно понимают) за изучение Торы и добрые дела (см. комментарий МААРША на трактат «Таанит» 5б о рабби Йеуда а-Наси, который за свои заслуги был достоин жить вечно); его вечная жизнь является основополагающим аспектом для возможности наступления Освобождения. Без вечной жизни Мошиаха не сможет наступить долгожданное Освобождение еврейского народа.
Идея Освобождения заключается в том, чтобы привлечь и раскрыть «Вечность Израиля» в материальном мире в виде вечного Освобождения, после которого нет изгнания. И с помощью этого осуществится сказанное (Йешайа 25:8): «Уничтожит Он смерть навеки», когда не будет больше смерти в мире и люди начнут жить вечно. То есть Мошиах исправит грех древа познания добра и зла, из-за которого в мире появилась смерть, а когда исчезнет причина, то исчезнет и следствие.
И как сказали наши учителя о словах Торы «начертанных на скрижалях», что следует читать не «харут» (начертанных), а «херут» (свободных) — от ангела смерти. Во время Дарования Торы прекратилась духовная нечистота (следствие греха древа познания добра и зла) и евреи освободились от власти ангела смерти и получили возможность жить вечно. И если бы не грех золотого тельца, то в мире больше не было бы смерти. А задача по приведению всего мира к вечной жизни может быть выполнена только с помощью того, кто сам обладает вечной жизнью.
Сущность Мошиаха — жилище для Всевышнего в нашем мире
Рассмотрим идею вечной жизни Ребе с точки зрения того, что функционируя в качестве Короля Мошиаха он побуждает всех на земле провозгласить Всевышнего Владыкой над всем творением. Это достигается с помощью того, что он раскрывает и внедряет вечность сущности Всевышнего во всех творениях. И с помощью этого он приведет всех к полнейшему подчинению Всевышнему и связи с Ним. Тогда все евреи возвратятся к состоянию вечной жизни после пробуждения мертвых. Это может быть осуществлено только тем, кто сам полностью объединен со Всевышним, сам живёт вечной жизнью и готов в любую минуту освободить еврейский народ из изгнания.
Всевышний дал указание в Торе («Шмот» 25:8): «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде», так как единственной целью, для которой Всевышний сотворил мир, было Его желание «иметь для Себя жилище в нижних мирах» — раскрытие сущности Всевышнего в самом нижнем мире, ниже которого нет. Поэтому нам было дано указание построить Храм, в котором есть Святая святых, где происходит раскрытие Всевышнего и оттуда оно распространяется по всему миру.
Отсюда следует, что Святая святых Храма, где находится «краеугольный камень», это то самое место, которое избрал Всевышний для жилища, и в нем происходит раскрытие Его Сущности в нашем мире. Поэтому этот краеугольный камень служит фундаментом для существования мира и для раскрытия божественного присутствия по всему миру.
Работа по подготовке жилища для Всевышнего осуществляется еврейским народом и начинается с него, поэтому Всевышний сначала избрал Моше-рабейну — главу еврейского народа — который является праведником и основой мироздания, для которого существует все сотворенное, чтобы он стал жилищем для Всевышнего в нижних мирах. Ему было заповедано построить Храм — на первом этапе это была Скиния в пустыне, а впоследствии (построенный Шломо) Храм в Иерусалиме и вплоть до Третьего Храма, здания Всевышнего, которое построит Король Мошиах.
Поэтому существование краеугольного камня, а также Моше-рабейну и его продолжения в каждом поколении вплоть до Короля Мошиаха, в котором воплощается высшая воля — раскрытие Сущности Всевышнего среди Его творений, является источником существования всего мира. И это вечное существование в каждом поколении, без чего невозможно существование всех творений в нашем мире.
Мошиах не умирает
Известно («Хатам Софер», Бартенура, «Сдей Хемед»), что в каждом поколении «есть один человек, достойный по своей праведности стать освободителем еврейского народа, и когда придет время, то Всевышний раскроется ему и отправит его с этой миссией». И объясняет Ребе Король Мошиах («Книга бесед» 5752 г., стр. 470), что под этим человеком имеется в виду глава поколения.
Сказано в трактате «Санедрин» (98б): «Сказал Рав: „Если он из живых, то он как наш святой ребе, а если из мертвых, то он как Даниэль“». РАШИ объясняет эти слова так: «Если Мошиах среди тех, кто живет сейчас, это несомненно наш святой ребе... а если бы он был среди тех, кто уже умер, то это был бы Даниэль, который страдал в логове со львом и был совершенным праведником. И это не обязательно „как“».
Мы видим, что РАШИ здесь уточняет и пишет «если бы был», то есть в первом поколении после вавилонского изгнания Даниэль был Мошиахом (при этом слова «из мертвых» следует понимать не в буквальном смысле, а в соответствии с приведенным выше объяснением).
Вечность Мошиаха также и во время изгнания
Деятельность по раскрытию Сущности Всевышнего в мире, как это будет после наступления Освобождения с помощью праведого Мошиаха, начинается ещё перед наступлением этой эпохи, ведь раз Мошиах освобождает еврейский народ из изгнания, то его работа начинается в то время, когда евреи ещё находятся в изгнании. И там начинается раскрытие Всевышнего, которое впоследствии достигает совершенства.
Так объясняет Ребе слова РАМБАМа, что Мошиах «строит Храм на своем месте»: что под этим местом имеется в виду место самого Мошиаха во время изгнания, где он страдает и с нетерпением ждёт, когда наступит время освобождать еврейский народ. И в этом месте он строит Храм (дом нашего учителя в Вавилоне) в качестве подготовки к Освобождению. А потом уже этот Храм переносится в Иерусалим и прикрепляется к Третьему Храму.
И как возможность пророчества, которое вернётся в еврейский народ с помощью Мошиаха ещё до завершения Освобождения — как пишет РАМБАМ (в «Послании в Йемен») — для того, чтобы подготовить народ к Освобождению. И в нашем поколении — последнем поколении изгнания и первом поколении Освобождения — это Ребе, который является главой поколения и его пророком, чьи божественные пророчества в учении хасидизма, Торе Мошиаха и обращенных к еврейскому народу словам реализуется с поразительной точностью.
Также это относится к вечной жизни, которая наступит во время Освобождения. Ведь это начинается в нашем поколении в самом Ребе ШЛИТА ещё во время изгнания, а от него без всякого перерыва начнется переход к Освобождению, как Ребе объясняет это в «Двар Малхут» на гл. «Бо».
Жизнь это возвышенное понятие
Нам тяжело понять своим ограниченным разумом тот факт, что несмотря на то, что мы могли видеть и слышать о якобы уходе праведника из этого мира, мы несмотря на это верим и знаем, что он продолжает жить вечно, душа в теле. Ребе продолжает свою деятельность и все, что мы видели тогда, было сделано напрасно.
Но истина в том, что это не является совершенно невозможным — также и согласно нашему человеческому разуму, ведь человеческое восприятие жизни вообще очень ограничено и близко к нулю. Даже то, каким образом происходит облачение души в тело, является непонятным для разума, ведь они совершенные противоположности.
Тем более, когда речь идёт о самой человеческой жизни: мы можем только определить различные жизненные ситуации, к примеру, что происходит с телом, когда в нем присутствует жизнь, но мы не понимаем самого понятия «жизнь».
Тем более, когда мы говорим о жизни духовной: мы не только не имеем абсолютно никакого представления о жизни праведников, которая не является материальной, но даже не можем постигнуть происходящее с самой душой.
К примеру, материальная жизнь тела человека очень ограничена и обусловлена внешними компонентами — физическим здоровьем, пищей, кислородом и т.д. — без чего человек не может существовать. Но жизнь праведника бесконечна — она не является ограниченной и зависящей от каких-то факторов — а имеет место благодаря бесконечной силе Творца. При этом, будучи духовной, она ничем не ограничена — праведник не нуждается в еде и питье, отдыхе и сне и т.д.
Может совершить невозможное
Когда Моше находился на горе я Синай для получения Торы, он существовал без ограничивающих условий материальной жизни: «Хлеба не ел и воды не пил». Но несмотря на это он продолжал жить душа в теле нормальной материальной жизнью. Также и Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах, который поднялся привести Освобождение еврейскому народу, жив и здоров в своем физическом теле «вечной жизнью без какого-то перерыва». И хотя не все могут видеть его своими глазами, Ребе продолжает свою работу на земле по распространению хасидизма, открытию учебных заведений, приближению евреев к Торе, оказанию помощи евреям различными путями и т.д. Все это является доказательством его присутствия в нашем мире.
Более того, когда раньше мы видели Ребе в «770» и полагали, что он иногда ест, пьет или спит, то это было совершенно непонятное чудо. Ведь когда речь идет об ограниченных рамками этого мира людях, то понятно, что их основная работа связана с материальными вещами. Но как может заниматься этим человек, полностью связанный с бесконечным Творцом?
Нет сомнения, что в святом теле Ребе раскрывается сила Сущности Всевышнего, для которой нет ничего невозможно; с ее помощью происходит одновременная комбинация ограниченного и бесконечного, как это было в Святая святых Храма в Ковчегом Завета и как скоро будет во всем мире. Поэтому он сократил себя в еде и питье (в которых он не нуждался сам по себе) для духовной цели — привлечения в материальный мир бесконечного света Всевышнего.
Испытание
Тяжесть большого испытания и страдания после 3 Тамуза происходят не оттого, что произошло какое-то изменение, не дай Б-г, в статусе Ребе Короля Мошиаха, а из-за изменения с нами — перед нашими глазами появилась темнота и мы не видим нашего отца и властелина. Более того, люди со слабой верой могут подумать или решить бездумно, что «нет у нас руководителя» (Йешайа 51:18) и «оставил Г-сподь эту землю» (Йехезкель 8:12), не дай Б-г.
Корнем этой проблемы по объяснению самого Ребе является «первичное сокращение», что дало возможность некоторым «умникам» трактовать его в простом смысле, не дай Б-г. И это вызвало мысли о том, что Моше вознесся и больше не находится с нами на земле, и в конце концов привело к ужасному греху золотого тельца, вплоть до появления мысли, что «Всевышний оставил эту землю», не дай Б-г.
Но мы должны постоянно помнить, что это не является истиной, а только испытанием. Нужно подчеркнуть, что любое испытание только скрывает истинное положение вещей и является иллюзией. И еще сказано («Дварим» 13:4): «...ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш, чтобы знать» — вся идея испытания состоит в появлении знания — абсолютной связи с Ребе с помощью тоски, вызванной его сокрытием, и требованием «Доколе?!» С помощью этого мы отклоняем и отменяем сокрытие и раскрываем истину — что Ребе Король Мошиах жив и здоров вечной жизнью также и в своем теле, здесь в нашем мире. И он избавит нас.