Бесспорным является тот факт, что интеллектуальная активность делится на категории, различающиеся степенью сил и чувств, посредством которых эта активность проявляет себя. Мудрость (или наука) Действия отличается от таковой Речи, а Речь отличается от Мышления. Все трое — Действие, Речь и Мышление — являются вспомогательными силами души, а не силами по существу. Они ниже степенью от эмоций. Они названы «одеяниями» души, душа проявляет себя и действует при их посредстве, они же лишены самостоятельного бытия.
Иначе обстоит дело с сердечными атрибутами — эмоциями. Они представляют собою силы по самой своей сути. И хотя они являются как бы «телами», носителями «одеяний» (являясь Добротой, Суровостью, Жалостью и т.д.), но это только по отношению к интеллекту — разуму, понятию и сосредоточению (Хохма, Бина и Даат) — сердечные атрибуты названы нами «телами», по отношению же к «одеянию» — Мышлению, Речи и Деянию, мы их называем сущностью.
Этот принцип градации выражен также в категориях интеллектуалов. Хахам, Мевин и Даатан различаются между собою величиной интеллекта. Идеальный, совершенный интеллект отличается переплетенностью его элементов: Хохма включает в себя Бина и Даат, Бина включает Хохма и Даат и т.д. Однако каждый из этих трех компонентов интеллекта обладает особым, одному ему свойственным характером. Хохма — это оригинальность идеи, ее зародыш; Бина — это схватывание и дальнейшее развитие ядра идеи; Даат — это углубление идеи. Полнота каждого из этих элементов достигается его дополнением остальными элементами. Идеал хохма заключается в развитии и углублении; Бина становится реальностью, когда отражает ядро — хохма и его глубину; Даат является совершенством, когда сливаются и соединяются все три элемента. В то же время каждый элемент сохраняет свои индивидуальные, отличающие его черты; имеется существенная разница также в положении каждой пары указанных элементов интеллекта.
Подобно тому, как имеется разница между компонентами интеллекта, инструментами идей, точно так же имеется разница в вопросах, которыми занят человеческий ум.
Имеются различные науки: механика, математика, астрономия, медицина, учение о душе и учение Торы — много различных областей науки и искусства, и все они обладают явными и уникальными свойствами, которые их различают. Особый характер каждого отдельного вида науки и искусства требует систематического изучения при соответствующей подготовке и с помощью введений, отвечающих требованиям каждого данного их вида. То же самое относится и к хасидизму как науке, которая имеет свои обязательные подготовительные ступени. При соответствующем введении в эту науку можно с успехом заняться ею и точно понять даже самые сложные вопросы.
Овладение любой областью наук и ее доступность зависит от характера и метода тех усилий, которые будут затрачены на ее изучение. Нет никакого сомнения в том, что путем усилий можно погружаться в глубину любых знаний; люди, занятые интеллектуальными исследованиями, могут быть уверены в том, что при помощи отдачи себя достижению поставленной пред собою задачи, они достигнут своей цели.
Из «аин» (из «ничто» или «где») обретается премудрость («хохма»), и где место разума («бина») (Йов 28:12). Комментарий Мецудат Давид объясняет, что премудрость не имеет источником физическое место, с гибелью которого прекратится и премудрость. Под это определение подпадает несомненно и разум — Бина. «Где место разума?» где созидательные источники мудрости и разума, с окончанием которых должны кончаться также их производные? Источники не осязаемы, они не физические существа, подвергающиеся разрушению и имеющие такой же конец, как физические элементы. Следовательно, мудрость и разум не имеют конца.
Эта мысль широко освещена в хасидизме и хорошо освоена теми тонко чувствующими мыслителями, которые добросовестно учитывают свои способности и качества, свою набожность, свой интеллектуальный рост и развитие, степень пробуждения и проявления своих скрытых сил. Для этого наши святые ребе, руководители Хабада расширили стезю развития души, пока она не стала хорошо протоптанной дорогой, основанной на интеллектуальной убежденности, на искреннем и глубоком чувстве.