Другой характерной разницей между различными научными дисциплинами и эмоциями — является их проверка или доказательство. Наиболее грубой проверкой является физическая осязаемость, наиболее тонкой, деликатной, — чувствительность (эмоции).
Доказательством существования физического тела является занимаемое им место в пространстве и его непроницаемость для других тел. Стена занимает определенное место, и сквозь нее ничто не пройдет. Ее осязаемость и непроницаемость свидетельствует о ее свойствах и самом существовании.
Некоторые силы действуют на физические тела, но не занимают место в пространстве, как это свойственно вообще физическому телу. Например, зрение. Зрение действует на физические, занимающие место объекты, оно подтверждает их существование. Но тут же зрелище переходит в область памяти и место первого видения занимает уже другое зрелище. Это второе видение вскоре будет замещено третьим видением и т.д.
Каждое зрелище во время его наблюдения занимает непроницаемое место в органах зрения не в меньшей степени, чем физическое. Нельзя сосредотачивать зрение на двух зрелищах одновременно. Во время наблюдения чего-либо все чувства и силы человека сконцентрированы на данном видении и находятся под влиянием виденного, радостного или печального, так или иначе занимающего «место» во всех силах души. С исчезновением одной сцены ее место занимает другая сцена.
Когда желают вызвать в памяти сцену из виденного в прошлом, эта сцена может возникнуть вновь во всех ее деталях и с сопутствовавшими ей в свое время ассоциациями. Это показывает, что виденное сохраняется в памяти и занимает место подобно физическому месту (с учетом, конечно, особенностей органов зрения). Но это место не является уже непроницаемым, поскольку одновременно могут сохраняться в памяти много виденных сцен, и все они могут быть по желанию вызваны в памяти вновь.
Таким образом, имеются факты, подтверждающие возможность физическому явлению занимать определенное место и в то же время уступать это же самое место другому явлению, такому же материальному, и несмотря на это удержаться самому на этом же самом месте.
Другой пример. Можно изучать очень глубокие вопросы с такой отдачей всех сил, интеллектуальных и вспомогательных, что это займет все внимание изучающего без остатка, и ничто другое не сможет занимать его в это время. И все же в тайниках его памяти сохранится и то, что было им изучено раньше. Здесь мы имеем пример нематериального места в памяти.
Можно привести также в качестве примера четыре отдельные силы, действующие совместно, комбинирующиеся в одном акте, будучи воплощенными друг в друге, причем каждая из этих сил управляет ниже ее стоящей силой, а эта последняя действует по указанию выше ее стоящей силы. Как происходит запись научной мысли? Сперва необходимо изложить основную суть мысли, затем расширить ее путем разъяснения и детализации, а затем должен быть сделан соответствующий вывод. Поскольку эта мысль излагается письменно, она должна быть нанесена на бумагу в строгой логической последовательности и без пропусков. При этом все должно быть изложено так ясно, чтобы все было само собой понятно и не менее убедительно, чем если бы это было прочитано устно.
В этом процессе записи действуют совместно четыре главные силы: воля, разум, мышление и действие. Воля руководит разумом, заставляя его погрузиться в научную мысль во всех ее деталях; посредством воли все три силы интеллекта (хохма, бина и даат) занимаются разработкой данной научной темы. В свою очередь эти три силы приводят в действие свою вспомогательную силу — мышление, которое, со своей стороны, посредством своих вспомогательных сил (Речи в Мышлении и Мышлении в Речи) разрабатывает словесное выражение, чтобы сформулировать мысль и вдохнуть жизнь в запись.
Все три силы (воля, разум и мысль) носят общий характер, включают в себя другие силы. Воля является включающей в том смысле, что желание касается того, чтобы даже весьма тонкие, абстрактные мысли были изложены языком, понятным среднему уму, чтобы она была написана ясно, полно и точно, чтобы мысль нашла для себя надлежащее выражение, касающееся данного научного вопроса. Таким образом, Воля проявляет себя над Разумом и Мыслью. Интеллект включает в себя Хохма, Бина и Даат. Мышление включает в себя такие детали, как Мышление в Речи, Речь в Мышлении и Интеллектуальное Мышление. И все трое «одеты» в силу Деяния в процессе письма.
Процесс развития мысли в нисхождении от источника хохма к хохма, затем к бина и даат, применяет как средство вспомогательную силу — Мышление. Помимо этого, мы только что видели, что надлежащее проявление нематериальной мысли в значительной степени зависит от искусства Действия, физического письма.
Искусное письмо позволяет мысли выражаться ясно и правильно в письменной форме так, что записанная мысль оживает. Без этой способности выражения сама мысль была бы бесформенной. Больше того, искусно записанная мысль требует быть изложенной в надлежащем порядке. Часто такое искусство в состоянии заострять и окрашивать мысль намного больше, чем когда она в положении созерцания, в положении Мышления, до своего физического словесного выражения.
Чем больше хохма спускается и нисходит через нижние силы, тем лучше ее изложение, детализация и ясность. Отсюда и заповедь «Познай же ныне и тверди сердцу твоему, что Превечный есть Б-г» (Дварим 4:39). Должны быть Понимание и Знание. Единичность Создателя и Его Единство со всеми творениями должно быть постигаемо и осознано.