СБП. Дни Мошиаха! 21 Адара 5784 г., шестой день недели Ки тиса | 2024-03-01 02:16

Урок 2. Виды наслаждений

Удовольствия бывают «низкие» и «высокие». Наслаждение пищей сродни животным инстинктам. Необходимо стремиться к получению удовольствия с определенной целью.

3535 (0) мин.

На прошлом уроке мы выяснили, что слово «шитим» является однокоренным со словом «шита», что означает уклонение и глупость. Удовольствия, даже разрешенные, запрещены Торой и вызываются злым началом которое сначала заставляет человека уклониться от путей истины, а затем обвиняет его.

Существует несколько видов удовольствий. Наслаждение деликатесами — это самая грубая форма удовольствия, как и все физические удовольствия в общем. Можно сказать, что это животные наслаждения. Ведь животные руководствуются в поисках наслаждений своим инстинктам, совершенно оставаясь равнодушными к другим вещам.

Следующий, более высокий вид удовольствия, это эстетические удовольствия — например когда мы слушаем прекрасную музыку. Такое удовольствие имеет более духовный источник.

Еще выше удовольствия проистекающие от черт характера, например, когда один человек сделал доброе дело другому, это может вызвать в нем глубокое удовлетворение. Тут есть две категории. Доброе дело может быть совершено ввиду врожденной склонности к добру, без интеллектуальных усилий. То есть человек оказывает добро без всякой задней мысли, не рассчитывая на награду. Удовольствие полученное от этого будет животным, как импульс природной любви. Как уже было сказано, животное является эмоциональным созданием. Когда человек получает удовольствие только от эмоциональных поступков, тогда он похож на животное. Все эмоции и поступки человека должны совершаться под воздействием интеллекта.

Черта доброты, например, должна разделять между добром и злом. Под влиянием обстоятельств человек должен быть добр к тому, кто не заслуживает этого, но в этом поведении должна быть цель, «прибыль» от этого. Так праотец Авраам предлагал прохожим еду и питье в пустыне с намерением сообщить им о наличии Всевышнего в мире и приблизить человечество к Нему.

В Талмуде приводится рассказ из его жизни, который замечательно иллюстрирует нам, что такое настоящее милосердие, то есть милосердие контролируемое разумом.

Как известно, Авраам занимался тем, что распространял среди людей знания о Всевышнем и о путях служения Ему. Авраам установил свой шатер в пустыне, и любой путник был в нем долгожданным гостем. После роскошной трапезы гости начинали благодарить Авраама, но он отвечал, что благодарить следует того, кто сотворил все, включая еду, которую они ели, то есть Всевышнего, Благословен Он.

Были среди гостей и такие, которые отказывались благодарить Всевышнего. Им Авраам подавал счет за трапезу по ценам, соответствующим ценности деликатесов, поданных в условиях пустыни. Тогда гостям не оставалось иного выхода, кроме как произнести: «Благословен Владыка мира, которому принадлежит пища, съеденная нами!»

Итак, как мы видим, гостеприимство Авраама проистекало не из его природной доброты. Оно было результатом осмысленного решения, целью которого было приблизить людей к Всевышнему.

Заключение.

Удовольствия бывают «низкие» и «высокие». Наслаждение пищей сродни животным инстинктам. Необходимо стремиться к получению удовольствия с определенной целью.

Опубликовано: 04.06.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter