СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 12:00

Урок 2. Заблуждение народов мира

Евреи выбирают Всевышнего не из-за того, что знают о «бесполезности» обращения к планетам и звездам. Просто, им очень важно само служение Всевышнему. Не-евреям же, важно получить чем можно больше благ, и они пытаются получить их у планет и звезд.

Источник: «Сефер а-маамарим» том 3, стр. 97-110 Свободный перевод и комментарийШая Брусиловский 25.07.2010 3899 мин.

И это, попросту, можно попытаться объяснить тем, что уже известно, (Об этом писал ребе Цемах-Цедек в книге толкования заповедей. Подобным образом объясняет это великий еврейский законоучитель и врач Рамбам, в своей книге «Мишнэ Тора», в разделе, который описывает запреты идолопоклонства) что в первых поколениях, когда зарождалось идолопоклонство, люди знали о том, что все блага, которые приходят на землю, через астрологическое влияние солнца луны и других планет, посылает Б-г.

Ведь первый человек, Адам, несомненно знал Б-га и служил ему. И также его сыновья Каин и Эвель знали Б-га. Но когда люди размножились на земле, то им не приходилось сильно просить Б-га чтобы он дал им пропитание. Все приходило само и в рамках природы. Но все же, последующие поколения, будучи ближе к первому человеку, который обладал полным совершенством (ведь он был творением рук самого Б-га), видели, что все блага земные, порождаются влиянием планет и звезд. И, поначалу, они осознавали, что это влияние посылает Б-г, а планеты и звезды — это всего лишь посредники. Но они заблуждались в том, что думали, что планеты и звезды влияют на землю по собственной воле. И не знали они правды — нет у них никакой свободы выбора. Они всего лишь инструмент, как, например, топор в руке дровосека.

И из-за этого заблуждения, люди поклонялись и служили планетам и звездам. Они представляли себе их, как министров в правительстве Короля. Ведь несмотря на то, что министры правят и ниспосылают блага силой и властью Короля, который их назначил министрами, все должны почитать министров и кланяться им. И это желание Короля. На этом основывалось заблуждение людей в отношении солнца и планет. И они хотели благодарить их за ниспосылаемые блага, а также думали, что если будут им поклонятся, то получат от них больше.

Но со временем, это небольшое заблуждение переросло в большую ошибку. Люди решили, что Б-г передал управление планетам и звездам и теперь все зависит только от них. Как, например, Король, который назначает министров своей властью и все управление зависит только от них. Сам же Король не вмешивается в управление. Разве что по чрезвычайно важным вопросам, когда это очень необходимо.

И этим можно объяснить выбор смышленого, который сказал «я буду поклонником Короля» в нашем случае — то, что евреи знают правду, что все посредники всего лишь «как топор в руке дровосека» происходит из-за их великого разума и возможности смотреть в корень, которыми обладает еврейская душа. Ведь, на первый взгляд, кажется что то что планеты и звезды являются посредниками — это из за их величия — они достойны быть посредниками. А то что евреи знают правду — это из глубины их души от величия их сознания.

Тем не менее, Мидраш приводит в пример Короля и министров. И министры, в отличии от планет и звезд — да обладают свободой выбора. Это значит, что в нашем примере смышленый выбрал поклонение Королю не из-за того, что министры ничего не решают, а из-за того, что служение Королю ему важнее, чем выгода, которую можно получить у министров.

Этим примером поясняет нам Мидраш, что нечто подобное происходит и с выбором евреями Всевышнего. Евреи выбирают Всевышнего не из-за того, что знают о «бесполезности» обращения к планетам и звездам. Просто, им очень важно само служение Всевышнему. Не-евреям же, важно получить чем можно больше благ, и они пытаются получить их у планет и звезд.

Главная причина идолопоклонства кроется в том, что, как поясняет нам учение хасидизма, чтобы получить блага от Короля (Всевышнего), нужно находится в полном «самоустранении». Представ перед королем, человек начинает ощущать себя полным «ничто». Ведь он и все что у него есть, полностью зависит от желания короля. Между королем и любым его подданным, даже министром, огромная пропасть. Говорить с королем с позиций «ты мне, я тебе» можно, как правило один раз, первый и последний. С министрами же, можно договориться, оставаясь при этом самим собой.

Поэтому и поклоняются не-евреи идолам, ведь для того чтобы получить блага у нечистоты, нет необходимости в самоустранении. Как объясняет это каббалистическая книга «Зоар», комментируя отрывок из Торы «…которые ели мы в Египте даром» (Некоторые из народа роптали на Моше, за то что он вывел их из Египта. Им не нравилась Манна Небесная и они вспоминали кабачки и арбузы, которые они якобы ели в Египте даром), что блага получаемые от нечистот «Египет» (Символ нечистоты) они даются даром. Их можно получить в большом количестве и без затраты каких-либо усилий.

И еще одна причина того, что они хотят получать влияние от планет и звезд в том, что также самих благ они получают в намного большем количестве. Всевышний дает им эти блага, чтобы была в мире свобода выбора между добром и злом. Понятно, что не было бы никакой свободы выбора, если бы материальные блага получали только праведники, а грешники — только страдания. В другом месте, приводится в пример врач, который накладывает строгую диету и массу ограничений на тяжелобольного и разрешает все тому кто безнадежно болен. Ребе приводит причину из духовного устройства миров. Это вряд ли возможно объяснить вкратце. Для тех, кто серьезно изучает хасидизм, приведу эти строки без объяснений. (В дальнейшем, такие строки будут выделены курсивом.) И это по причине того, что Ситра Ахра подпитывается из далекого Макиф (из его внешнего аспекта «Хицониют»), который раньше даже чем «Седер Ишталшелут», а оттуда можно получать блага без какого либо счета.

И из этого объяснения понятны отличие и слава еврейского народа, которые поклоняются Б-гу, несмотря на то, что нужно работать и стараться, чтобы получить у Него блага, и даже после всего, эти блага (поначалу) весьма ограниченны. Тем не менее, они отказываются от больших материальных благ, которые можно получить через нечистоту. (А евреи получают от нечистоты поначалу еще больше чем не-евреи). Им более желанны скромные материальные блага, полученные от святости.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter